Об отношениях валашского (румынского) князя Влада II и его жены Василики пишут крайне мало. Однако история жизни этой семейной пары интересна не только потому, что у них родился сын, получивший известность как Влад III Цепеш, исторический Дракула. На долю родителей Дракулы выпало многое. Их счастью мешали эгоизм ближайших родственников, жестокость турок, самодурство венгерского короля и почти постоянная разлука, но родители Дракулы всё преодолели.
Сговор о свадьбе
Эта история началась в 1400 году, когда валашский (румынский) князь Мирча Старый помог молдавскому князю Александру, впоследствии прозванному Добрым, занять молдавский трон.
Одна из молдавских летописей рассказывает об этом так:
В лето 6907 (1400) месяца апреля 23-го стал Александр воевода государем в Молдавской земле, а (прежнего) воеводу Югу пленил Мирча воевода.
Именно тогда Мирча и Александр решили породниться, то есть поженить своих отпрысков, но женить оказалось пока некого. У Мирчи на тот момент было несколько детей, но старший сын уже давно обзавёлся собственной семьёй, а младшие – дочь и два сына – были ещё слишком малы.
Александр женился за несколько лет до этого, и к 1400 году у него успело родитьсядвое сыновей, поэтому князья предварительно договорились, что когда «женихи» подрастут, за одного из них Мирча отдаст свою маленькую дочь.
Однако судьба распорядилась иначе. В 1407 году дочь Мирчи вышла за османского принца Мусу Челеби, но к тому времени у князя Александра родилась дочь Василика, и её предназначили в невесты для одного из младших сыновей Мирчи. Этим сыном оказался будущий валашский князь Влад II.
Обаятельный и находчивый жених
Влад с ранней юности проявил себя как человек обаятельный и находчивый, поэтому отец часто давал ему дипломатические поручения. То отправит к турецкому двору, то «на воспитание» ко двору венгерского короля Сигизмунда, чтобы юноша завёл там полезные знакомства.
Сигизмунд также занимал трон императора Священной Римской империи, поэтому вместе с ним Влад объездил пол-Европы.
В 1417 году Влад вернулся домой, чтобы снова съездить к туркам, исполняя очередное дипломатическое поручение отца, а после этого отправился в Молдавию свататься к княжне Василике, которой на тот момент исполнилось 15-16 лет.
Не приходится сомневаться, что Влад и здесь проявил свою находчивость и обаяние, поэтому понравился невесте. А вот отцу невесты – князю Александру – понравился меньше, ведь Влад имел очень слабые шансы когда-либо занять валашский трон.
Наследником трона был другой сын Мирчи – Михаил, который на тот момент уже исполнял обязанности соправителя, а Влад – так, вечно на посылках с дипломатическими поручениями. Не очень перспективный жених.
Молдавскому князю Александру гораздо больше нравился изначальный вариант – женить одного из своих сыновей на дочери Мирчи, но этот шанс был безвозвратно упущен, так что свадьба Влада и Василики состоялась.
Вероятно, это случилось в январе 1418 года, но уж точно не позднее. И тогда же молодые поселились в собственном доме в валашской (румынской) столице, которая называлась Тырговиште.
Первые годы семейной жизни
Устроить свадьбу Влада – это последнее, что князь Мирча Старый успел сделать. В январе 1418 года он умер, трон перешёл к старшему сыну Михаилу, а Влад исполнял при брате те же обязанности, что при отце – обязанности дипломата. И теперь Влад каждую осень должен был отвозить туркам дань.
Мирча Старый всю жизнь воевал с турками, отстаивая независимость Валахии, но в 1417 году, потеряв прилегающую к Чёрному морю область под названием Добруджа, понял, что силы неравны. К тому же не оправдалась ставка на Мусу Челеби, за которого Мирча выдал свою дочь.
Мирча надеялся, что Муса станет султаном и наладит отношения с Валахией, но Муса умер в 1413 году, а всю полноту власти получил его брат Мехмед Челеби. В итоге Мирча согласился стать турецким данником и оставил это политическое наследство сыновьям – Михаилу и Владу.
Отвозить дань – дело опасное, ведь настроение султана переменчиво. Неудивительно, что Михаил возложил всё на младшего брата Влада, объясняя это государственными интересами. Дескать, князю не следует лишний раз рисковать, чтобы Валахия не осталась без правителя.
Влад, которому с детства внушали, что он должен быть брату помощником и опорой, не возражал. А вот Василика, конечно, возражала, но поделать ничего не могла. Она с тревогой ждала, вернётся муж или нет. И страхи её оказались не напрасны.
Влад успешно отвёз дань осенью 1418 года, а вот осенью 1419 года султан уже не отпустил посланца назад. Султан разгневался из-за того, что Михаил сам не привозит дань, а посылает брата.
В итоге султан решил, что Михаил – ненадёжный союзник, а затем сказал Владу: «Я хочу отобрать у твоего брата трон и отдать тебе. Что скажешь?» Влад отказался, однако его обаяние и находчивость снова сослужили ему службу – султан не разгневался на Влада за отказ, а ещё больше зауважал. Правда, вернуться домой так и не разрешил – оставил при своём дворе в расчёте на то, что Влад передумает.
В апреле-мае 1420 года турки предприняли поход в Валахию. Михаил погиб в битве.
На валашский трон сел князь Раду Лысый – турецкий ставленник. В грамотах он называл себя сыном Мирчи, но среди историков есть мнение, что это самозванец. Если он был сыном Мирчи, то почему до 1420 года не помогал в отцовских делах, как Михаил и Влад? Раду Лысый появился буквально ниоткуда. Возможно, поэтому он сидел на троне непрочно.
Жизнь Василики из-за всех этих перемен сделалась очень тревожной. Лучшим выходом было бы возвращение в Молдавию – к отцу. Вестей от мужа не приходило. Могло случиться так, что он не вернётся уже никогда.
Детей у Влада и Василики пока не родилось, её вроде бы ничто не держало в Тырговиште. И всё-таки она осталась, чтобы ждать мужа. Хорошо, что новый «родственник» Раду Лысый никакой враждебности не проявлял.
Побег от султана
Тем временем Влад продолжал вынужденно жить при турецком дворе. В 1421 году султан Мехмед Челеби умер, а на трон взошёл его сын Мурат II.
15 июня 1422 года молодой султан начал осаду Константинополя – столицу умирающей Византийской империи. Как известно, город в итоге был захвачен турками в 1453 году, а нынешняя осада стала репетицией.
Влад наблюдал за «репетицией», находясь в турецком лагере. 24 августа был предпринят штурм ворот Святого Романа, но не принёс успеха, а дальнейшую осаду пришлось прекратить, потому что султан получил известие о мятеже, который поднялся в азиатской части Османской империи. Дядя султана – Мустафа Челеби – собрал армию, чтобы захватить трон, поэтому Мурату следовало срочно идти со своей армией навстречу дяде и усмирить этот бунт.
Влад, услышав, что турецкое войско скоро уйдёт, опять проявил смекалку. Он велел своим помощникам и слугам, которые вместе с ним застряли у турок, одеться как можно наряднее и садиться на коней. В составе этой процессии Влад выехал из турецкого лагеря и направился прямо к воротам Константинополя.
По пути Влад объяснял всем, кто пытался его остановить, что хочет услужить султану и уговорить защитников города сдаться. Воинам, оборонявшим стены Константинополя, он тоже назвался послом, поэтому они открыли ворота.
В городе Влад попросил, чтобы его провели к византийскому императору, но император, 72-летний Мануил, никого не принимал, потому что его хватил инсульт. Влада принял сын императора – Иоанн. Влад признался ему, что является беглецом, а не посланцем, но также объявил, что привёз очень хорошие новости: султан вопреки желанию снимет осаду в ближайшие дни, потому что должен идти и усмирять бунт в Азии.
Об этом эпизоде рассказывает средневековый византийский историк Дукас, хотя за точность деталей поручиться нельзя, поскольку Дукас путает Влада с другим представителем правящей валашской династии:
Он с помощью хитрости пробрался в город, дал о себе знать императору (Иоанну), присоединился к византийцам и совершил смелые подвиги против турок. Но так как Мурат остановил осаду города и не преуспел в том, чего хотел, то... (Влад) поклонился императору и испросил у него разрешения отправиться прямо домой.
Далее Дукас говорит, что Иоанн посадил Влада на большой торговый корабль, который направлялся в молдавский порт Четатя Албэ (Белая Крепость) на Чёрном море. Сейчас на этом месте расположен город Белгород-Днестровский.
Однако до Молдавии Влад не доехал – сошёл с корабля раньше, потому что стремился в Валахию – в Тырговиште. Он не знал, что там найдёт, и был готов ко всему, однако очень обрадовался, обнаружив, что жена никуда не делась. Она ждала его почти три года. Так ждут только в сказках.
Побег из Тырговиште
Оставаться в Тырговиште было опасно. Князь Раду Лысый приветствовал возвращение «брата», но было очевидно, что он втайне раздумывает, как избавиться от неожиданного соперника.
Бояре и прочие люди, которые когда-то служили покойному Мирче Старому, хорошо знали Влада.
Если бы Влад вздумал претендовать на трон, то нашёл бы у многих поддержку. Однако такие дела быстро не делаются, а вот Раду Лысый мог что-то предпринять со дня на день. Пригласить на пир и отравить или же подослать убийц.
Чтобы не испытывать судьбу, Влад и Василика осенью 1422 года уехали из Тырговиште. Они направились в Польшу, потому что Василике не удалось уговорить мужа поехать в Молдавию.
Пословица гласит, что гостей на третий день заставляют работать, а Влад не хотел быть на посылках у тестя. На то, что молдавский князь Александр Добрый поможет своему зятю Владу занять валашский трон, не следовало рассчитывать. Александр Добрый уже состарился и не хотел воевать даже ради того, чтобы его дочь стала валашской княгиней.
Двумя годами ранее Александр из-за турецкого нападения потерял приграничную крепость Килию, но предпочёл забыть о ней, чтобы не ссориться с султаном. Вот и с Раду Лысым, который был турецким ставленником, Александр не решился бы воевать.
Конечно, Влад мог бы поехать в Венгрию к своему давнему покровителю – королю Сигизмунду, при дворе которого «воспитывался», но отношения с Сигизмундом оказались нечаянно испорчены.
Когда Влад в 1417 году просил у короля позволения съездить домой к отцу, то обещал скоро вернуться. Однако с тех пор прошло уже больше 5 лет. Влад, сам того не желая, обманул короля, поэтому теперь боялся показываться ему на глаза. К тому же Сигизмунд теперь покровительствовал другому представителю династии валашских князей – будущему князю Дану II, двоюродному брату Влада.
Тюрьма и освобождение
И всё-таки в Венгрию пришлось заглянуть, ведь путь в Польшу лежал через венгерскую территорию. Влад и Василика надеялись проскочить незамеченными, но увы. Когда они добрались до венгерского города Ужвар (современный Ужгород в Закарпатье), об этом узнали местные власти.
Влад, направляющийся в Польшу, был воспринят властями как источник неприятностей – если бы он стал просить польского короля о помощи в захвате валашского трона, это могло поссорить Польшу с Венгрией. Вот почему Влада схватили, отвезли к Сигизмунду, а тот приказал бросить Влада в тюрьму. К тому же король действительно был разгневан из-за давнего обмана, посчитав это проявлением неуважения.
По счастью, король скоро сменил гнев на милость и выпустил Влада, но это не могло произойти само собой. Обычно король, посадив кого-то в тюрьму, через некоторое время забывает об обиде, но узник продолжает сидеть, потому что король забыл не только об обиде, но и о бузнике. Надо было, чтобы кто-то напомнил.
Напомнить могла только Василика, потому что никаких друзей в окружении Сигизмунда у Влада в то время не было.
Судя по всему, она явилась к королю просить за мужа, а Сигизмунд всегда питал слабость к молодым женщинам, поэтому должен был принять такую просительницу, выслушать и невольно растрогаться.
И опять всё получилось, как в сказке, ведь в реальной жизни, когда кого-то бросают в темницу, конец обычно несчастливый.
Опять в ожидании
Следующие 5 лет – самый тёмный период в биографии родителей Дракулы. Как они жили, можно судить только по косвенным признакам. Первый ребёнок у них родился не ранее 1428 года. Второй ребёнок появился на свет в 1429 или 1430 году, и из этого можно сделать вывод, что с конца 1422 года до конца 1427 года супруги виделись редко, поэтому Василика в тот период не забеременела.
Очевидно, Влад, снова заслужив расположение Сигизмунда, примкнул к королевской свите, однако Сигизмунд всё время находился в разъездах, будучи не только императором Священной Римской империи, но и венгерским королём, а также претендуя на чешскую корону.
Сигизмунд путешествовал от одного двора к другому, при этом часто нуждался в деньгах и не мог прокормить большую свиту. В таких условиях Влад не стал бы возить с собой жену. Она, наверное, жила где-то и по привычке ждала мужа, который в это время странствовал вместе с Сигизмундом.
Зато, когда странствия закончились, дети начали появляться один за другим. Сына-первенца, родившегося в 1428 году, родители назвали Мирчей в честь деда по отцовской линии. Спустя год-полтора рождается второй сын, которого назвали Владом – это будущий Цепеш-Дракула.
Жизнь семьи в Трансильвании
Поворотным моментом в жизни семьи становится 1431 год. Раду Лысый и Дан II, которые много лет воевали между собой, попеременно занимая валашский престол, сошли с политической сцены.
Сигизмунд наконец-то решил поддержать притязания Влада. Приблизительно в январе 1431 года Влад вступает в основанный Сигизмундом рыцарский Орден Дракона. В письме от 8 февраля 1431 года Влад сообщает, что Сигизмунд ему особо благоволит и поддерживает в притязаниях на трон Валахии.
Однако, увы и ах, Влад опоздал – валашский трон опять оказался занят другим претендентом. На этот раз это был младший брат Влада – Александр Алдя. Он опять же был турецким ставленником, но самое интересное, что Александра поддержал молдавский князь Александр Добрый.
Казалось бы, молдавский правитель должен поддерживать мужа своей дочери, но Александр Добрый всё так же не хотел ссориться с турками. А вот отношения с Сигизмундом у молдавского князя были напряжённые. Сигизмунд требовал от Александра отдать в ведение Венгрии приграничную крепость Килию, которую молдавский князь вернул себе в 1426 году благодаря счастливой случайности.
В итоге Влад и Василика вместе с двумя своими маленькими сыновьями (Мирчей и Владом) в 1431 году обосновались в Трансильвании, в городе под названием Сигишоара – в нескольких днях пути от Валахии, чтобы в случае чего опять не опоздать.
В том же году Сигизмунд, находясь в конфликте с римским папой, отправился в свой второй поход на Рим, продолжавшийся до 1433 года, но Влад на этот раз не сопровождает короля. Он наконец-то начинает переговоры с валашскими боярами, убеждая их, что более достоин трона, чем Александр Алдя.
Тогда же, с разрешения Сигизмунда, Влад начинает чеканить свои деньги, потому что смена власти без денег не совершается. Это были те самые деньги с дьяволами-драконами. Из-за них он получает прозвище Дракул, то есть Дьявол, которое позднее достанется в наследство сыну.
Однако, занимаясь всем этим, Влад не сидит в Сигишоаре. Он совершает опасные поездки, снова заставляя жену волноваться.
В начале 1430-х годов боярин Албул, слуга князя Александра Алдя, пишет жителям города, расположенного по соседству с Сигишоарой, ехидное послание:
И да будет вам известно о том воеводе, которого вы здесь поселили, о Дракуле. Если кому из вас он дорог, то вы его поцелуйте (на прощанье), потому что больше не увидите, ведь я надеюсь, что по милости Божьей он идёт туда, откуда не вернётся.
Исследователи считают, что речь идёт о поездке к турецкому двору – поездке к султану, от которого Влад сам же сбежал чуть менее 10 лет назад. Если так, то Влад за минувшие годы пересмотрел свои взгляды на отношения между братьями. В 1419 году он отказался занять трон вместо брата, а теперь сам собирался предложить такой ход.
Влада понять можно. Он уже не очень молод, у него не только жена, но и дети. Хватит скитаться по миру. Пора чего-то в жизни добиться и прочно осесть на хорошем месте, то есть на валашском троне.
Наконец-то счастье
И опять всё, как в сказке. Куда бы ни ездил Влад, всё для него заканчивается хорошо. Как говорится, в огне не горит, в воде не тонет. А вот младший брат – Александр Алдя – не был таким везучим. Летом 1436 года он неожиданно умер, что позволило Владу наконец-то стать князем при поддержке своих сторонников в Валахии.
Не позднее осени того же года Влад перевёз жену и сыновей из Сигишоары в Тырговиште, то есть в валашскую столицу. Василика наконец-то стала княгиней, но забот у неё от этого не убавилось. Раньше было несколько слуг, а теперь их десятки. Раньше надо было следить за домом, а теперь – за огромным хозяйством княжеского двора. Конечно, для этого есть специальный боярин, называемый «ворник», но полностью положиться на него нельзя.
В период между 1437 и 1439 годом родился ещё один сын Влада и Василики – Раду, которому впоследствии достанется прозвище Красивый.
Опять всё, как в сказке: жил-был царь-государь и было у него три сына. Однако счастливый финал этой сказки длился недолго. Василике было уже больше 35 лет, роды оказались тяжёлыми, так что вскоре после родов она умерла.
Выйдя замуж, Василика 18 лет ждала, когда они с мужем будут жить в достатке, ни от кого не завися, и вот наступило это счастье, однако наслаждалась она им не более трёх лет. Печально, конечно. Но если бы у Василики была возможность что-то изменить, вряд ли она согласилась бы прожить жизнь как-то иначе.
Автор статьи: Светлана Лыжина