Задания на январь к ЛитКвесту от Юли @Ветер в книгах напомнили мне о замечательном авторе, имя которого, кажется, затерялось среди громких имён писателей конца XIX века. Слишком короткой была его жизнь, не очень велик объем им написанного, но он заслуживает того, чтобы его помнили и читали. И в этот день напомнить это имя особенно приятно.
14 февраля 1855 года родился Всеволод Гаршин.
Мало кто сейчас знает это имя. Найдутся разве что несколько человек, которые припомнят, что так звали автора детских сказок («Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе» и других). Вместе с тем, этот человек занимает особое место в русской литературе.
Дмитрий Мережковский в статье «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе», с которой собственно берет начало русский «Серебряный век», поставил Гаршина в один ряд с Толстым, Достоевским, Гончаровым.
Он писал, что там, где эти мэтры действуют целыми массами, разворачивают художественное полотно колоссальных размеров, Гаршин обходится минимумом образов, он сужает поле действия до последних пределов, добиваясь невероятной концентрации впечатлений.
Литературный дебют Гаршина состоялся в 1877 году. Первое же опубликованное произведение принесло ему небывалый успех. Это был рассказ «Четыре дня», рассказ о том, как раненный русский солдат пролежал 4 дня рядом с разлагающимся трупом убитого им турецкого солдата. Военная тема, а вместе с ней рассуждения о добре и зле, трусости и отваге, жизни и смерти были в то время очень актуальны (шла русско-турецкая война 1877-1878).
Рассказ «Трус» (1879) – это история студента-медика, пацифиста по натуре, которого обвиняют в том, что он не хочет идти убивать; о том, что в итоге побеждает: его принципы или давление общественного мнения.
«Attalea princeps» (1879) – рассказ о пальме, которая захотела вырваться за пределы оранжереи, в которой росла. «Сигнал» (1887) – рассказ о смотрителе железной дороги, который ценой своей жизни предотвратил крушение поезда.
Трагическое противоречие XIX века, которое мы уже видели в Толстом и Достоевском, - потребность верить, невозможность верить, - в Гаршине доходит до последней крайности, до пределов безумия
(Мережковский Д.С.)
В 1888 году Всеволод Гаршин покончил с собой, бросившись в пролет лестницы. Он ушел из жизни в возрасте Христа, оставив после себя небольшой сборник рассказов о поисках истины и света в мире прагматиков и военных.
Думаю, лучший способ почтить память писателя в день его рождения - прочитать какое-то из его произведений. Его рассказы совсем небольшие по размеру, но оставляют долгое послевкусие.