(От падения Иерусалима до возвращения под предводительством Зоровавеля, 586-536 гг. до н.э.)
Северное царство скатилось во тьму политической и духовной ночи. Иудея, толчками и рывками просуществовав еще сто сорок лет, сломлена, Иерусалим лежит в руинах, царь и его народ уведены в Вавилон, за тысячу километров от родного дома, в плен, и совершенно беспомощны. Грубость, махровые суеверия и идолопоклонство повсюду празднуют победу. По всем земным представлениям, попытка искупления человечества, как эксперимент, потерпела неудачу, знания о Боге утеряны навсегда. Но Бог не экспериментировал. Из кромешной тьмы поднимается яркая звезда надежды. Уже после падения Северного царства и во время упадка Иудеи и пленения ее народа такие пророки как Михей, Исаия, Иеремия, Даниил и Захария записывают свои удивительные пророчества о приходе Христа и Его всемирном духовном царстве. Начинает смутно чувствоваться, что древнееврейская теократия – это только колючий стебель, совершенным цветком и плодом которого является чисто духовное царство. До тех пор, пока не зацветет цветок, колючий стебель необходим. Поэтому, несмотря на пленение и рассеяние, иудеев ждет возвращение и возобновление национальной жизни.
Пленение неоднократно предсказывали такие пророки, как Исаия, Михей, Олдама и Иеремия (См. 4 Цар. 20:17; 21:10-15; 22:14-17; Иер. 25:9-11; 34:2, 3; Мих. 3:8-12).
Эти пророчества неосознанно исполнил Навуходоносор, неоднократно захватывая Иерусалим и депортируя иудейское население.
ИЕРЕМИЯ И ИЗГНАНИЕ В ЕГИПЕТ
После разрушения Иерусалима в тех краях оставлено было лишь незначительное число земледельцев и виноградарей. Иеремия отказался идти в Вавилон, предпочтя остаться в опустошенной земле, которую любил. Но оставшееся население перессорилось между собой. Начальник над землею, Годолия, был убит группой иудейских заговорщиков под предводительством Исмаила. Остальные же, возглавляемые Иоананом, бежали в Египет, опасаясь мести Навуходоносора. Иеремия выступил против бегства в Египет, но его принудили оставить дорогую его сердцу землю и последовать за другими изгнанниками. Там, в приграничном городе Тафнисе великий пророк записал свое последнее пророчество. По раннехристианскому преданию, он погиб от рук своих же братьев по несчастью. Иудейская традиция утверждает, что он покинул Египет и пришел в Вавилон. Здесь, как и во многих других случаях, например, как в случае с Исаией, Иезекиилем, Даниилом, Петром, Павлом и Иоанном, Святое Писание, так обогащенное его записями, хранит молчание о последних днях его жизни. Каких-либо записей о возвращении египетских изгнанников нет.
ДАНИИЛ И ПЕРВОЕ ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ
Мы знаем, что Навуходоносор трижды вторгался в Иудею. В первый раз (606 г. до н.э.) он увел четырех юношей, принадлежавших к царскому роду: Даниила, Седраха, Мисаха и Авденаго. Они получили привилегированное образование при царском дворе, но очень рано отмежевались от вавилонской роскоши и вавилонского идолопоклонства.
1. Сон Навуходоносора
Первым обратил на себя внимание Даниил, истолковав сон Навуходоносора, которому приснился огромный истукан с головой из золота, грудью из серебра, бедрами из меди и ногами из железа. Толкование Даниила было таким: голова – это сам Навуходоносор и вавилонская империя, другие части тела олицетворяли великие империи, которые должны были прийти на смену.
2. Трое в огне
Увидев такой сон, Навуходоносор возгордился. Он сделал золотой истукан и велел всем падать ниц перед ним и поклоняться ему. У Седраха, Мисаха и Авденаго было мужество отстаивать свои убеждения, и они отказались повиноваться. Их наказали: бросили в раскаленную печь, но они чудом спаслись.
3. Видения Даниила
Даниил сам видел видения последующих всемирных империй: Вавилона, Персии, империю Александра Македонского, Рима и царства, которое установит Господь и которое наполнит собой всю землю и будет стоять вечно.
4. Даниил во рве со львами
Даниил стал свидетелем заката Вавилона перед восходящей звездой Персии. Его дар управляющего вызывал зависть придворных Персии, и за его усердие в ежедневной молитве они бросили его ко львам, но, по провидению, ему была сохранена жизнь.
ИЕЗЕКИИЛЬ И ВТОРОЕ ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ
Во время своего второго нашествия (около 597 г. до н.э.) Навуходоносор увел в плен десять тысяч человек, среди которых был и пророк Иезекииль. Расположились они у реки Ховар, которая впадает в Евфрат километрах в пятистах выше Вавилона. Среди них появились лжепророки, обещавшие скорое возвращение. Иеремия написал им письмо из Иерусалима, в котором сообщал, что рабство будет продолжаться семьдесят лет (считая от первой депортации в 606 г. до н.э.), и советовал строить дома и сажать сады (Иер. 29). На реке Ховар Иезекииль и записал свои видения, которые составили основную часть его книги. В это же время был написан 136-й Псалом, который начинается словами “При реках Вавилона”.
Реклама. ООО «Большая Страна». ИНН 5908078160