Найти тему
Наука.Факты.РФ

Люди,события,эпохи. Прогулки по Москве: улица Мясницкая(ч.2)

  • Городская усадьба Ивана Ивановича Барышникова
Городская усадьба Ивана Ивановича Барышникова, расположенная в Москве на улице Мясницкая, 42 (фотогалерея www.yandex.ru)
Городская усадьба Ивана Ивановича Барышникова, расположенная в Москве на улице Мясницкая, 42 (фотогалерея www.yandex.ru)

В самом конце   XVIII столетия отставной майор, богатый помещик и владелец конных и хлебопекарных заводов и многочисленных фабрик Иван Иванович Барышников заказывает знаменитому московскому зодчему Матвею Федоровичу Казакову проект усадьбы в его владении по Мясницкой улице (ныне дом №42). Строительство велось с 1793 по 1802 годы.

Слева на право: Зодчий Матвей Федорович Казаков и Иван Иванович Барышников (фотогалерея www.yandex.ru)
Слева на право: Зодчий Матвей Федорович Казаков и Иван Иванович Барышников (фотогалерея www.yandex.ru)

Свои богатства Иван Иванович Барышников получил по наследству от отца, Ивана Сергеевича Барышникова. В 35 лет дослужился до капитана и, по получении наследства в 1784 г., вышел в отставку в чине майора. 

Иван Иванович, получил после смерти отца огромное наследство: каменный дом в Петербурге, крепостных и имения в Смоленской, Пензенской, Саратовской и Нижегородской губерниях. Иван Иванович был хорошо образован, интересовался немецкой культурой, даже вступил в масонское общество. В 1789 г. был пожалован в дворянское достоинство.

Рачительный и предприимчивый хозяин, Барышников владел конными заводами и хлебопекарной индустрией. Солидный доход купцу приносили садоводство, аренда мельниц, бондарное дело. Барышников также владел бумажной, суконной и стекольной фабриками, кожевенным заводом. Обладал семейной галереи Барышниковых, портреты для которой пятнадцать лет рисовал русский художник Василий Тропинин (1776-1857).

Историческая справка:

 Василий Андреевич Тропинин. Портрет Алексея Ивановича Кусова, 1821 г.(фотогалерея www.yandex.ru)
Василий Андреевич Тропинин. Портрет Алексея Ивановича Кусова, 1821 г.(фотогалерея www.yandex.ru)
Василий Андреевич Тропинин (1776, с. Карпово, Новгородская губерния—1857, Москва) — русский художник-крепостной. В юности он писал портреты своих хозяев, членов семьи графа Моркова, колоритных украинских стариков и большеглазых крестьянок, создал проект церкви в селе Кукавка и покрыл ее стены фресками, а между делом занимался домашней работой, красил колодцы и расписывал калитки. Получив вольную только в 47 лет, стал главным московским портретистом, востребованным и любимым. По картинам Василия Тропинина можно проводить перепись состоятельных, знаменитых москвичей и прекрасных москвичек, живших в первой половине XIX века.

С 1823 г. усадьбой на Мясницкой начинает владеть Степан Никитич Бегичев. Он был зятем Ивана Ивановича Барышникова и близким другом поэта Александра Сергеевича Грибоедова. Александр Сергеевич Грибоедов был у него шафером при венчании, «....и в церкви стоял возле меня. Перед началом службы священнику вздумалось сказать нам речь, Грибоедов, с обыкновенной своей тогдашней веселостью, перетолковывал мне на ухо эту проповедь, и я насилу мог удержаться от смеха», — признавался Степан Никитич.

Как то в городскую усадьбу на Мясницкой Грибоедов привез два акта комедии "Горе от ума", во время чтения которой Бегичев сделал ряд замечаний другу, после чего Грибоедов сжег многие страницы и написал их заново.

Степан Никитич Бегичев (фотогалерея www.yandex.ru)
Степан Никитич Бегичев (фотогалерея www.yandex.ru)

Степан Никитич был на 9 лет старше Грибоедова, и Александр Сергеевич уважал в нем человека с большим умом и здравым смыслом, необычайно доброго, без всяких эгоистических и честолюбивых целей и всегда поддавался благотворному влиянию своего друга.   Степан Никитич Бегичев всегда входил в материальные интересы Грибоедова, которые бывали порою очень стеснены, вследствие расточительности его матери.

Грибоедов Александр Сергеевич (фотогалерея www.yandex.ru)
Грибоедов Александр Сергеевич (фотогалерея www.yandex.ru)

Множество дельных советов дал Степан Никитич Александру Сергеевичу за время их знакомства, но был и такой, за который Бегичев горько корил себя весь остаток жизни — согласиться на работу посланником в Персию. Грибоедов не хотел принять этот пост, словно предчувствуя свою гибель в Персии, и принял его единственно по убеждениям своего друга. Степан Никитич был уверен, что, при знании Грибоедовым восточных языков, при его знакомстве с нравами и обычаями персиян, он мог принести на этом посту большие услуги России.

В 1829 году во время дипломатического визита в Тегеран 34-летний Александр Грибоедов погиб: на занятый русским посольством дом напала огромная толпа, подстрекаемая религиозными фанатиками. Об Александре Грибоедове и его смерти в России не писали еще почти 30 лет. Только когда на сцене впервые поставили «Горе от ума» без цензурных правок, о нем заговорили как о великом русском поэте. В печати стали появляться первые сведения о дипломатической роли Грибоедова в отношениях России и Персии и его гибели.

В настоящее время в усадьбе На Мясницкой, д.42 находится редакция газеты «Аргументы и Факты».
Источники информации :

https://vladimirtan.livejournal.com. Дом усадьба Барышникова, Мясницкая ул, 42; https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/78301/ Валерий Руденко. Кого и почему винил в гибели Грибоедова его старший друг Степан Бегичев?

  • Дом Центросоюза
Дом Центросоюза Ле Корбюзье (фотогалерея www.yandex.ru)
Дом Центросоюза Ле Корбюзье (фотогалерея www.yandex.ru)

Дом Центросоюза расположен по адресу Ул. Мясницкая, д. 39. Это единственное здание на территории России , спроектированное и построенное по проекту Ле Корбюзье. На самом деле Ле Корбюзье - это всего лишь псевдоним, вовсе не француз и не только архитектор. Его настоящее имя - Шарль Эдуард Жаннере. Он – швейцарец, полжизни проживший во Франции и знаменитый не только зданиями, но и собственными «пуристическими картинами».

Шарль Эдуард Жаннере (псевдоним Ле Корбюзье; фотогалерея www.yandex.ru)
Шарль Эдуард Жаннере (псевдоним Ле Корбюзье; фотогалерея www.yandex.ru)

Шарль Эдуард Жаннере или Ле Корбюзье увековечил себя в своих почти немыслимых архитектурных творениях – зданиях Министерства просвещения в Рио- де-Жанейро, парижского Центра Армии спасения и Московского Центросоюза.

Здание министерства просвещения Рио-де-Жанейро . Архитектор Шарль Эдуард Жаннере (фотогалерея www.yandex.ru)
Здание министерства просвещения Рио-де-Жанейро . Архитектор Шарль Эдуард Жаннере (фотогалерея www.yandex.ru)
Парижский центр армии спасения. Архитектор Шарль Эдуард Жаннере (фотогалерея www.yandex.ru)
Парижский центр армии спасения. Архитектор Шарль Эдуард Жаннере (фотогалерея www.yandex.ru)

Архитектурный дар Ле Корбюзье имел свой философский фундамент, который был сформирован в пяти принципах. Впервые эта концепция был опубликована в «Экспри Нуво», французском журнале 30-ых годов прошлого века, в архитектурном разделе, который возглавлял сам Шарль Эдуард Жаннере.

Де Корьбюзье считал , что что дома стоит возводить на опорах, чтобы оставалось место под автомобильные стоянки. Крыши должны представлять террасы, тогда освободиться место для сада. Ле Корбюзье настаивал, что основа здания — железобетонный каркас. Он позволит избавиться от традиционной планировки, обычные окна заменить на ленточные и создать наружные стены даже из хрупкого материала. Все эти постулаты в отдельности не были новаторством, но только Ле Корбюзье создал из них систему, вдохнул в нее жизнь и повел за собой целое архитектурное поколение.

Ле Корбюзье посещал Москву трижды. В советской России царил архитектурный авангард и конструктивизм. Например, Братья Веснины поражали своим стремлениями к «чистым архитектурным конструкциям».

В то же время разрабатывался план социалистического города под руководством архитектора Николая Милютина. Корбюзье пригласили в качестве оппонента к разработанному проекту Милютина. Вместо этого он прислал собственные чертежи на 20 листах и создать "Лучезарный город". В плане он предложил снести Москву целиком, а на её месте построить новый город, разделённый на функциональные секторы: жилой, административный и производственный.

Проект Лучезарного города Ле Корбюзье (фотогалерея www.yandex.ru)
Проект Лучезарного города Ле Корбюзье (фотогалерея www.yandex.ru)

Советское руководство проект Ле Корбюзье не поддержало. Модернистский проект Дворца Советов по проекту Ле Корбюзье тоже положили «под сукно».

Зато Ле Корбюзье вместе с зодчим Николаем Колли привлекли к возведению здания Наркомата легкой промышленности, более известного как Дом Центросоюза, который задумывался как бизнес — центр и деловое здание.

Ле Корбюзье следуя принципа пяти планировал полностью отказаться от традиционного фундамента, но партнер по проекту, архитектор Николай Колли не поддержал идею, поэтому сейчас здание в двух частях все - таки «поставили» на фундамент, а один блок в духе Ле Корбюзье — на опоры- стойки. Обычные москвичи и сотрудники наркомата свободно перемещались под домом. Центросоюз получил еще одно название - «дом на ножках».

«Дом на ножках» - деловой центр Центросоюза (фотогалерея www.yandex.ru)
«Дом на ножках» - деловой центр Центросоюза (фотогалерея www.yandex.ru)

Не забыл Ле Корбюзье о своем втором постулате – ленточных окнах. Фасад был полностью застеклен. Сейчас это кажется вполне привычным, а тогда выглядело как ноу- хау. Здание оказалось еще и непривычно теплым для мерзнущей страны. При этом были спроектированы стены-экраны, между которыми сохранялся не воздух, а вакуум, что и улучшило теплоизоляцию.

Дом «Центросоюза – это четыре здания или корпуса. Три из них состоят из восьми этажей. Здесь расположились многочисленные конторы, рассчитанные на 3500 рабочих мест. В четвертом находился кинозал , читальный зал, клубные помещения, ресторан и многое другое.

Планировка зданий была однотипной . На первом этаже расположен просторный входной вестибюль, с открытыми лестницами и пандусами (наклонными пешеходными рампами) для связи между этажами. Сам Ле Корбюзье обладал очень слабым зрением , передвигаться по лестницам ему было сложно , поэтому проектируя здание Центросоюза он принимал архитектурные решения по его внутреннему устройству наиболее комфортные для самого себя.

Просторный вестибюль здания Центросоюза (фотогалерея www.yandex.ru)
Просторный вестибюль здания Центросоюза (фотогалерея www.yandex.ru)
Пандус внутри дома Центросоюза (фотогалерея www.yandex.ru)
Пандус внутри дома Центросоюза (фотогалерея www.yandex.ru)

Один из немногих сохранившихся лифтов-патерностеров (в настоящее время представляет собой музейный экспонат). Это лифт, который никогда не останавливается и не имеет дверей. Кабинки непрерывно поднимаются верх в одной шахте лифта, а потом опускаются вниз в соседней.

Лифт внутри дома Центросоюза (фотогалерея www.yandex.ru)
Лифт внутри дома Центросоюза (фотогалерея www.yandex.ru)

Дом Центросоюза, занимающий огромную площадь, выходит на две московские улицы Мясницкую и Сахарова. Сегодня Дом Центрсоюза занимает Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

Источник информации:https:// probauhaus.ru. Московский Центросоюз и пять принципов Ле Корбюзье.

  • Памятник Ле Корбюзье. «Он не парит над всеми, а живет среди нас!»
Памятник Ле Корбюзье на Мясницкой улице рядом со входом в здание Росстата   (фотогалерея www.yandex.ru)
Памятник Ле Корбюзье на Мясницкой улице рядом со входом в здание Росстата (фотогалерея www.yandex.ru)
Памятник Ле Корбюзье на Мясницкой улице рядом со входом в здание Росстата   (фотогалерея www.yandex.ru)
Памятник Ле Корбюзье на Мясницкой улице рядом со входом в здание Росстата (фотогалерея www.yandex.ru)
Памятник Ле Корбюзье на Мясницкой улице рядом со входом в здание Росстата   (фотогалерея www.yandex.ru)
Памятник Ле Корбюзье на Мясницкой улице рядом со входом в здание Росстата (фотогалерея www.yandex.ru)

Памятник французскому архитектору Ле Корбюзье открыли на Мясницкой улице,д.39, рядом со зданием Росстата, 15 октября 2015 года. Монумент был создан скульптором Андреем Тартышниковым и архитектором Антоном Воскресенским при финансовой поддержке бизнесмена Алишера Усманова, «Российского фонда мира» и фонда «Искусство, наука и спорт». Свой вклад внесли и ряд других организаций – «Россотрудничество», «Фондасьон де Кубертан» и «ФондасьонЛе Корбюзье».

Ле Корбюзье представлен сидящем на стуле с высокой спинкой , располагаясь спиной к своему творению – зданию «Центросоюза». Перед ним ватман с проектом «Лучезарного города» – по сути, утопического проекта, который зодчий предложил для реализации сначала во французской столице, а затем уже и в Москве.

Авторы памятника Ле Корбюзье скрыли в предметах некий символизм: в стуле – утопичность идей, в чертеже – неосуществимость данного проекта. Сам архитектор-конструктивист выполнен в технике «академической» лепки, что должно донести до зрителя человечность его натуры. «Он не парит над всеми, а живет среди нас!» - так красиво высказался об образе Андрей Тартышников.

Источник информации:

https://progulkipomoskve.ru/pamyatnik_le_korbyuze_na_myasnickoj_ulice_v_moskve "Памятник архитектору Ле Корбюзье на Мясницкой улице в Москве"

Будем очень рады если Вы оставите свой отклик и поддержите канал лайками и подпиской !