- Городская усадьба Ивана Ивановича Барышникова
В самом конце XVIII столетия отставной майор, богатый помещик и владелец конных и хлебопекарных заводов и многочисленных фабрик Иван Иванович Барышников заказывает знаменитому московскому зодчему Матвею Федоровичу Казакову проект усадьбы в его владении по Мясницкой улице (ныне дом №42). Строительство велось с 1793 по 1802 годы.
Свои богатства Иван Иванович Барышников получил по наследству от отца, Ивана Сергеевича Барышникова. В 35 лет дослужился до капитана и, по получении наследства в 1784 г., вышел в отставку в чине майора.
Иван Иванович, получил после смерти отца огромное наследство: каменный дом в Петербурге, крепостных и имения в Смоленской, Пензенской, Саратовской и Нижегородской губерниях. Иван Иванович был хорошо образован, интересовался немецкой культурой, даже вступил в масонское общество. В 1789 г. был пожалован в дворянское достоинство.
Рачительный и предприимчивый хозяин, Барышников владел конными заводами и хлебопекарной индустрией. Солидный доход купцу приносили садоводство, аренда мельниц, бондарное дело. Барышников также владел бумажной, суконной и стекольной фабриками, кожевенным заводом. Обладал семейной галереи Барышниковых, портреты для которой пятнадцать лет рисовал русский художник Василий Тропинин (1776-1857).
Историческая справка:
Василий Андреевич Тропинин (1776, с. Карпово, Новгородская губерния—1857, Москва) — русский художник-крепостной. В юности он писал портреты своих хозяев, членов семьи графа Моркова, колоритных украинских стариков и большеглазых крестьянок, создал проект церкви в селе Кукавка и покрыл ее стены фресками, а между делом занимался домашней работой, красил колодцы и расписывал калитки. Получив вольную только в 47 лет, стал главным московским портретистом, востребованным и любимым. По картинам Василия Тропинина можно проводить перепись состоятельных, знаменитых москвичей и прекрасных москвичек, живших в первой половине XIX века.
С 1823 г. усадьбой на Мясницкой начинает владеть Степан Никитич Бегичев. Он был зятем Ивана Ивановича Барышникова и близким другом поэта Александра Сергеевича Грибоедова. Александр Сергеевич Грибоедов был у него шафером при венчании, «....и в церкви стоял возле меня. Перед началом службы священнику вздумалось сказать нам речь, Грибоедов, с обыкновенной своей тогдашней веселостью, перетолковывал мне на ухо эту проповедь, и я насилу мог удержаться от смеха», — признавался Степан Никитич.
Как то в городскую усадьбу на Мясницкой Грибоедов привез два акта комедии "Горе от ума", во время чтения которой Бегичев сделал ряд замечаний другу, после чего Грибоедов сжег многие страницы и написал их заново.
Степан Никитич был на 9 лет старше Грибоедова, и Александр Сергеевич уважал в нем человека с большим умом и здравым смыслом, необычайно доброго, без всяких эгоистических и честолюбивых целей и всегда поддавался благотворному влиянию своего друга. Степан Никитич Бегичев всегда входил в материальные интересы Грибоедова, которые бывали порою очень стеснены, вследствие расточительности его матери.
Множество дельных советов дал Степан Никитич Александру Сергеевичу за время их знакомства, но был и такой, за который Бегичев горько корил себя весь остаток жизни — согласиться на работу посланником в Персию. Грибоедов не хотел принять этот пост, словно предчувствуя свою гибель в Персии, и принял его единственно по убеждениям своего друга. Степан Никитич был уверен, что, при знании Грибоедовым восточных языков, при его знакомстве с нравами и обычаями персиян, он мог принести на этом посту большие услуги России.
В 1829 году во время дипломатического визита в Тегеран 34-летний Александр Грибоедов погиб: на занятый русским посольством дом напала огромная толпа, подстрекаемая религиозными фанатиками. Об Александре Грибоедове и его смерти в России не писали еще почти 30 лет. Только когда на сцене впервые поставили «Горе от ума» без цензурных правок, о нем заговорили как о великом русском поэте. В печати стали появляться первые сведения о дипломатической роли Грибоедова в отношениях России и Персии и его гибели.
В настоящее время в усадьбе На Мясницкой, д.42 находится редакция газеты «Аргументы и Факты».
Источники информации :
https://vladimirtan.livejournal.com. Дом усадьба Барышникова, Мясницкая ул, 42; https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/78301/ Валерий Руденко. Кого и почему винил в гибели Грибоедова его старший друг Степан Бегичев?
- Дом Центросоюза
Дом Центросоюза расположен по адресу Ул. Мясницкая, д. 39. Это единственное здание на территории России , спроектированное и построенное по проекту Ле Корбюзье. На самом деле Ле Корбюзье - это всего лишь псевдоним, вовсе не француз и не только архитектор. Его настоящее имя - Шарль Эдуард Жаннере. Он – швейцарец, полжизни проживший во Франции и знаменитый не только зданиями, но и собственными «пуристическими картинами».
Шарль Эдуард Жаннере или Ле Корбюзье увековечил себя в своих почти немыслимых архитектурных творениях – зданиях Министерства просвещения в Рио- де-Жанейро, парижского Центра Армии спасения и Московского Центросоюза.
Архитектурный дар Ле Корбюзье имел свой философский фундамент, который был сформирован в пяти принципах. Впервые эта концепция был опубликована в «Экспри Нуво», французском журнале 30-ых годов прошлого века, в архитектурном разделе, который возглавлял сам Шарль Эдуард Жаннере.
Де Корьбюзье считал , что что дома стоит возводить на опорах, чтобы оставалось место под автомобильные стоянки. Крыши должны представлять террасы, тогда освободиться место для сада. Ле Корбюзье настаивал, что основа здания — железобетонный каркас. Он позволит избавиться от традиционной планировки, обычные окна заменить на ленточные и создать наружные стены даже из хрупкого материала. Все эти постулаты в отдельности не были новаторством, но только Ле Корбюзье создал из них систему, вдохнул в нее жизнь и повел за собой целое архитектурное поколение.
Ле Корбюзье посещал Москву трижды. В советской России царил архитектурный авангард и конструктивизм. Например, Братья Веснины поражали своим стремлениями к «чистым архитектурным конструкциям».
В то же время разрабатывался план социалистического города под руководством архитектора Николая Милютина. Корбюзье пригласили в качестве оппонента к разработанному проекту Милютина. Вместо этого он прислал собственные чертежи на 20 листах и создать "Лучезарный город". В плане он предложил снести Москву целиком, а на её месте построить новый город, разделённый на функциональные секторы: жилой, административный и производственный.
Советское руководство проект Ле Корбюзье не поддержало. Модернистский проект Дворца Советов по проекту Ле Корбюзье тоже положили «под сукно».
Зато Ле Корбюзье вместе с зодчим Николаем Колли привлекли к возведению здания Наркомата легкой промышленности, более известного как Дом Центросоюза, который задумывался как бизнес — центр и деловое здание.
Ле Корбюзье следуя принципа пяти планировал полностью отказаться от традиционного фундамента, но партнер по проекту, архитектор Николай Колли не поддержал идею, поэтому сейчас здание в двух частях все - таки «поставили» на фундамент, а один блок в духе Ле Корбюзье — на опоры- стойки. Обычные москвичи и сотрудники наркомата свободно перемещались под домом. Центросоюз получил еще одно название - «дом на ножках».
Не забыл Ле Корбюзье о своем втором постулате – ленточных окнах. Фасад был полностью застеклен. Сейчас это кажется вполне привычным, а тогда выглядело как ноу- хау. Здание оказалось еще и непривычно теплым для мерзнущей страны. При этом были спроектированы стены-экраны, между которыми сохранялся не воздух, а вакуум, что и улучшило теплоизоляцию.
Дом «Центросоюза – это четыре здания или корпуса. Три из них состоят из восьми этажей. Здесь расположились многочисленные конторы, рассчитанные на 3500 рабочих мест. В четвертом находился кинозал , читальный зал, клубные помещения, ресторан и многое другое.
Планировка зданий была однотипной . На первом этаже расположен просторный входной вестибюль, с открытыми лестницами и пандусами (наклонными пешеходными рампами) для связи между этажами. Сам Ле Корбюзье обладал очень слабым зрением , передвигаться по лестницам ему было сложно , поэтому проектируя здание Центросоюза он принимал архитектурные решения по его внутреннему устройству наиболее комфортные для самого себя.
Один из немногих сохранившихся лифтов-патерностеров (в настоящее время представляет собой музейный экспонат). Это лифт, который никогда не останавливается и не имеет дверей. Кабинки непрерывно поднимаются верх в одной шахте лифта, а потом опускаются вниз в соседней.
Дом Центросоюза, занимающий огромную площадь, выходит на две московские улицы Мясницкую и Сахарова. Сегодня Дом Центрсоюза занимает Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
Источник информации:https:// probauhaus.ru. Московский Центросоюз и пять принципов Ле Корбюзье.
- Памятник Ле Корбюзье. «Он не парит над всеми, а живет среди нас!»
Памятник французскому архитектору Ле Корбюзье открыли на Мясницкой улице,д.39, рядом со зданием Росстата, 15 октября 2015 года. Монумент был создан скульптором Андреем Тартышниковым и архитектором Антоном Воскресенским при финансовой поддержке бизнесмена Алишера Усманова, «Российского фонда мира» и фонда «Искусство, наука и спорт». Свой вклад внесли и ряд других организаций – «Россотрудничество», «Фондасьон де Кубертан» и «ФондасьонЛе Корбюзье».
Ле Корбюзье представлен сидящем на стуле с высокой спинкой , располагаясь спиной к своему творению – зданию «Центросоюза». Перед ним ватман с проектом «Лучезарного города» – по сути, утопического проекта, который зодчий предложил для реализации сначала во французской столице, а затем уже и в Москве.
Авторы памятника Ле Корбюзье скрыли в предметах некий символизм: в стуле – утопичность идей, в чертеже – неосуществимость данного проекта. Сам архитектор-конструктивист выполнен в технике «академической» лепки, что должно донести до зрителя человечность его натуры. «Он не парит над всеми, а живет среди нас!» - так красиво высказался об образе Андрей Тартышников.
Источник информации:
https://progulkipomoskve.ru/pamyatnik_le_korbyuze_na_myasnickoj_ulice_v_moskve "Памятник архитектору Ле Корбюзье на Мясницкой улице в Москве"