1,6K подписчиков

В защиту дрессировки

Путь к «тонким материям», изучению человеческой психики (и даже нейробиологии!), терапевтическим практикам и реабилитации животных, в том числе и травмированных, я начала с… интереса к дрессировке. Тогда высшей ступенью было для меня научить лошадь сидеть и выполнять какие-то трюки на свободе.

В поисках различных методов обучения и коммуникации с животными я и добралась до анималотерапии (опять же исключительно ради понимания того, как и чему еще можно научить животных и как с ними взаимодействовать). А оттуда как-то постепенно меня затянуло в омуты человеческой психики, что в итоге вылилось и в поступление на второе высшее, когда абстрактных понятий их психологии мне стало не хватать и захотелось подвести под них вполне себе материалистическое обоснование (грубо говоря то, что можно посчитать и измерить).

Путь к «тонким материям», изучению человеческой психики (и даже нейробиологии!), терапевтическим практикам и реабилитации животных, в том числе и травмированных, я начала с… интереса к дрессировке.

Но то, что стало моей реальностью сейчас, случится позже – намного позже после того, как я всерьез занялась дрессировкой животных «по науке». И я отчетливо помню сопротивление многих специалистов, занимающихся терапевтическими практиками с участием лошадей, касательно обучения животных каким-либо трюкам. «Пусть все будет естественно и на свободе» - такова была их мысль (у собачников, кстати, такого не было, и канистерапевты весьма позитивно относятся к идее обучения животных различным трюкам, командам и играм).

Я же не видела в дрессировке ничего плохого. Наоборот, мне самой это было очень интересно! При этом обучение лошади каким-то трюкам отнюдь не равнялось для меня «насилием над личностью» животного и лишением его права выбора. И это сейчас я вполне могу обосновать свою позицию и объяснить, почему обучение не просто нужно для благополучия живого существа (неважно, на двух оно ногах передвигается или на четырех), но и… попросту неотъемлемо, собственно, от жизни. Любой «высший» организм постоянно обучается (это свойство нашего мозга), а если нет, то это либо какая-то патология, либо грозит «скукой смертной» (что, кстати, противоречит концепции благополучия).

И все это вызывало у меня сильный внутренний диссонанс. Однако я попала под влияние среды и в какой-то момент чуть было не бросила свои какие-то эксперименты на дрессировщическом поприще.

При этом многие говорили про положительное подкрепление в работе с животными, которое стало популярно и ушло в массы в том числе и благодаря книге Карен Прайор «Не рычите на собаку», полное название которой звучит так: «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя». Заметьте, люди в названии стоят даже прежде животных, а замыкает заголовок сочетание «самого себя». Но, кажется, как это часто бывает, данные детали многие упустили из виду. И меня это всегда удивляло. Карен Прайор же прямым текстом пишет о том, как можно «выдрессировать» и членов своей семьи, и, собственно, себя самого, рассказывая, как с помощью «самодрессировки» облегчить выполнение неприятных или сложных дел (например, мытье посуды или выучивание стихотворения).

Поэтому, хотя мне было и непросто, где-то глубоко внутри себя я сохранила не просто интерес к дрессировке, но и веру в то, что это не что-то плохое, а вполне себе нормальный и даже «эволюционно обоснованный» процесс. Весь вопрос в том, как к нему подходить и что из него брать. Так, ножом можно вырезать красивую фигурку из дерева (= творчество, созидание, создание чего-то нового и прекрасного), «прагматично» отрезать кусок колбасы или, уж простите меня, причинить кому-то физическую боль и даже лишить жизни. Инструмент при этом один и тот же – вопрос в том, в чьих руках он находится.

И сейчас, когда мне уже гораздо интереснее налаживать тонкую коммуникацию с существами иных видов, работать «напрямую» с нервной системой, служить «мостиком» между людьми и животными (и, кажется, у меня уже даже что-то получается), когда я могу практически вести диалоги с хвостатыми (пусть пока и невербально) – даже теперь я все еще с удовольствием занимаюсь «банальной дрессировкой». Более того, скажу вам по секрету, то, на чем она базируются, на самом-то деле и вовсе лежит в основании нашего с вами существования, поведения и мотивации что-либо вообще делать и двигаться в какую-либо сторону.

Подписывайтесь на наш канал , чтобы узнавать еще больше историй о жизни с животными в лесу! И, конечно, приезжайте в гости !