Найти в Дзене
Жизнь артиста в Дзене

ТАЙНАЯ ЛЮБОВЬ РАХМАНИНОВА

1 серия Во второй половине июня 1916 года тогда уже известный на всю страну композитор и пианист Сергей Васильевич Рахманинов приехал в Кисловодск. На Кавказских Минеральных Водах он был не в первый раз, но в июне 1916 года эта поездка была действительно ему необходима – прогрессировало заболевание рук, и он надеялся на чудодейственную силу природных источников. Композитор поселился в гостинице «Россия», одной из лучших в городе. Хозяева гостиницы, братья Зипаловы, сделали все, что было в их силах, чтобы надлежащим образом принять у себя популярного артиста: гостя встречала персональная прислуга, в назначенных ему апартаментах ждал своего часа огромный шикарный концертный рояль (что стоило гостиничным рабочим втащить его сюда – отдельный разговор!) Все постояльцы были предупреждены о приезде Рахманинова и проинструктированы о необходимости соблюдения тишины, дабы ничем не нарушать течение творческой мысли великого музыканта. Местный антрепренер М. М. Валентинов составлял график предпол

1 серия

Во второй половине июня 1916 года тогда уже известный на всю страну композитор и пианист Сергей Васильевич Рахманинов приехал в Кисловодск.

Сергей Васильевич Рахманинов. Выдающийся русский пианист, композитор.
Сергей Васильевич Рахманинов. Выдающийся русский пианист, композитор.

На Кавказских Минеральных Водах он был не в первый раз, но в июне 1916 года эта поездка была действительно ему необходима – прогрессировало заболевание рук, и он надеялся на чудодейственную силу природных источников. Композитор поселился в гостинице «Россия», одной из лучших в городе.

Кисловодск. Гостиница "Россия". Фото начала ХХ века.
Кисловодск. Гостиница "Россия". Фото начала ХХ века.

Хозяева гостиницы, братья Зипаловы, сделали все, что было в их силах, чтобы надлежащим образом принять у себя популярного артиста: гостя встречала персональная прислуга, в назначенных ему апартаментах ждал своего часа огромный шикарный концертный рояль (что стоило гостиничным рабочим втащить его сюда – отдельный разговор!) Все постояльцы были предупреждены о приезде Рахманинова и проинструктированы о необходимости соблюдения тишины, дабы ничем не нарушать течение творческой мысли великого музыканта. Местный антрепренер М. М. Валентинов составлял график предполагаемых концертов с участием Сергея Васильевича.

За несколько минут весь Кисловодск облетела весть о приезде дорогого гостя. Едва он появлялся с задумчивым видом на балконе своего номера, как поток гуляющей внизу публики сразу менял свое направление. Влюбленные пары, целые компании и просто любопытствующие, вдыхающие целебный воздух, все почитали своим долгом проложить маршрут своих прогулок непременно вблизи гостиницы «Россия», а лучше прямо под балконом «первого пианиста мира». Сергей Васильевич уходил с балкона, задергивал шторы ... Внизу стихала музыка, в гостинице все ходили на цыпочках – Он отдыхает!..

С. В. Рахманинов за любимым роялем.
С. В. Рахманинов за любимым роялем.

И вот как-то раз в дверь его номера постучали ... Посыльный принес именитому гостю роскошный букет чудесных роз. Что говорить, любому творческому человеку букет цветов в подарок, как признание его заслуг и благодарность за талант – большая радость! Но в розах была еще и записка. Нет сомнения, что содержание ее порадовало Сергея Васильевича еще больше, и даже не содержание, а само имя отправителя. Букет был послан ему двадцатидвухлетней очаровательной певицей, поклонницей его таланта и не только ... В этом он убеждался все больше и больше. Ее звали Нина ... Ниночка ... Нинушка ... Нина Павловна Кошиц ... И расстались они совсем недавно, не прошло и нескольких дней, как они под руку прогуливались в Ессентуках по аллеям городского парка. Этот букет заставил его разволноваться. Совсем, как в популярном романсе:

-4
Этой жизни бесцветную прозу
Странный случай встряхнуть мне помог:
Вы сегодня прислали мне розу
И тоскующих несколько строк.
Эта роза стыдливая, чайная,
Сознаюсь, взволновала меня ...

У Сергея Васильевича был повод волноваться все больше и больше. Нина Павловна занимала не последнее место среди московских красавиц, была молода, талантлива, весела, общительна и взбалмошна. Никто не назвал бы ее худенькой, но это ее не портило, она была грациозна, экспрессивна, ее огромные серые глаза то метали искры гнева, выражая недовольство, то кокетливо-игриво смеялись, когда она хотела расположить собеседника к себе. Чопорный, консервативный и очень серьезный композитор Николай Карлович Метнер, близкий знакомый Рахманинова, как-то написал ему в одном из писем: «... я просто побаивался ее ввиду хаотического характера ...» Это, кстати, не помешало Метнеру позже очень плодотворно сотрудничать с певицей.

Ниночка Кошиц. 1914 год. Певице 20 лет. Фото с автографом: На память добрую товарищу по консерватории Сергею Васильевичу Попову . Нина Кошиц.
Ниночка Кошиц. 1914 год. Певице 20 лет. Фото с автографом: На память добрую товарищу по консерватории Сергею Васильевичу Попову . Нина Кошиц.

Рахманинов любил красивых женщин, бывало, увлекался ... И Нина Павловна, правда, в рамках приличия, уже довольно давно оказывала ему знаки внимания.

Как пишет она в своих мемуарах, впервые увидела его она в 1909 году на одном из концертов, ей было 15 лет, и то первое знакомство с ним было мимолетным. Интересно, что у них были и довольно близкие общие знакомые. Выдающаяся оперная певица Фелия Литвин, не раз выступавшая с Рахманиновым, и бабушка Сергея Васильевича, Софья Бутакова, были родственниками.

Звезда мировой оперы второй половины XIX века Фелия Литвин.
Звезда мировой оперы второй половины XIX века Фелия Литвин.

Композитор посвятил Фелии Литвин свой романс «Диссонанс» на стихи Якова Полонского. А Нина Кошиц считалась одной из лучших учениц Фелии Васильевны Литвин. В своей книге «Записки оперного певца» С. Ю. Левик пишет:

Огромна (другого слова не применишь) была и ее педагогическая деятельность. Она дала европейским сценам большое количество видных артистов. «Созданием ее рук» явилась и блестящая певица с мировым именем Нина Кошиц.

Два года спустя Нина Павловна и Сергей Васильевич встретились в доме известного композитора Ильи Саца, отца основателя и руководителя первого в мире музыкального театра для детей Натальи Сац.

Илья Александрович Сац - известный российский композитор начала ХХ века. Отец Натальи Сац.
Илья Александрович Сац - известный российский композитор начала ХХ века. Отец Натальи Сац.

Семнадцатилетняя студентка Московской консерватории Ниночка Кошиц пела в те годы в хоре Художественного театра вместе с супругой Ильи Саца, и часто бывала гостем этой семьи. Блестящая пианистка, Нина Павловна, сама аккомпанировала себе, и однажды Рахманинов, услышав ее игру и пение в доме своего друга Ильи Саца, был приятно удивлен таким достаточно сильным исполнением своего собственного романса «В молчаньи ночи тайной». Пользуясь случаем, Сергей Васильевич сделал несколько замечаний певице, подробно объяснив, что он хотел выразить в этом сочинении. Сев за рояль, он тотчас продемонстрировал сказанное, затем заставил девушку заново спеть этот романс, но уже со своим аккомпанементом.

Потом Сергей Васильевич сказал:
– Это не свидание, а его ожидание, предчувствие. Не снимайте покров тайны, не превращайте ночь в яркий солнечный день. Только на словах «заветным именем будить ночную тьму» три форте, остальное при любом оттенке с поволокой.
Мне шел тогда девятый год, и я запомнила эти слова Сергея Васильевича сама, но читала их и в мамином дневнике – она сама исполняла этот романс и могла ли такое упустить?

- вспоминает Наталья Ильинична Сац.

Наталья Ильинична Сац, создательница Московского Детского музыкального театра, детское фото.
Наталья Ильинична Сац, создательница Московского Детского музыкального театра, детское фото.

Особо скажем, что, по ее словам, в тот вечер глаза Рахманинова как-то необычно блестели, и был он в каком-то приподнятом настроении. Что, наверняка, не укрылось от внимательного взгляда Нины Павловны.

К сожалению, в октябре 1912 года Илья Сац ушел из жизни. И в следующий раз Нина Кошиц и Рахманинов встретились на концерте его памяти. Сергей Васильевич дирижировал оркестром, Нина подошла к нему в антракте поздороваться. «Я Вас помню», – ответил ей поклоном композитор.

С 1915 года о Нине Кошиц начинают говорить в Москве, как об исключительной исполнительнице романсовой лирики русских композиторов. Она довольно быстро пополняет свой концертный репертуар. В ее программах романсы Чайковского, Кюи Мусоргского и, конечно, Рахманинова. На одном из концертов ее слышит сам Сергей Васильевич, и его интерес к молодой певице разгорается с новой силой.

Нина Кошиц в партии Татьяны в опере "Евгений Онегин" П. И. Чайковского. 1915 год. В эти годы певица - солистка Частной оперы С. И. Зимина.
Нина Кошиц в партии Татьяны в опере "Евгений Онегин" П. И. Чайковского. 1915 год. В эти годы певица - солистка Частной оперы С. И. Зимина.

Настолько, что в феврале 1916 года композитор уже аккомпанирует ей в концерте «Литературного кружка», известного и любимого места творческих встреч московской художественной интеллигенции. Концерт проходит с огромным успехом, и Сергей Васильевич вдохновляется своей новой Музой еще сильнее.

И вот – новая встреча в Ессентуках всего через несколько месяцев после первого и такого памятного совместного концерта!

Но тут, на Минеральных Водах, его встречала еще одна поклонница, коей он посвящал в письмах нежные строки, и которая оказала свое собственное влияние на его творчество.

Нужно сказать, что и Сергей Васильевич пользовался определенным успехом у женщин. Высокого роста, представительной внешности, он обращал на себя внимание противоположного пола своей солидной серьезностью, немногословностью и умным, проницательным взглядом всегда печальных глаз.

Сергей Васильевич Рахманинов.
Сергей Васильевич Рахманинов.

Чего стоила романтическая история только с одной «феей сирени»! Одно время каждый раз после концерта за кулисы ему неизменно приносили букет сирени, причем, белой. И каждый раз сообщалось о том, что эти цветы передает неизвестная ему поклонница его таланта. Он так никогда ее и не увидел, ее имя неизвестно его биографам и исследователям творчества. Это навсегда осталось тайной. Но, как романтично!

А тут еще совсем недавно ему стала регулярно писать еще одна таинственная незнакомка! Она подписывала свои письма нотой «Re». Ее послания были интересны, содержательны, полны дружеского участия. И, что для любого творца немаловажно, в них чувствовался большой интерес к творчеству Рахманинова, она всячески давала понять ему, что он, как композитор, как пианист, известен и любим, в частности, среди молодежи, что его талант востребован, нужен. Это подкупало. Незнакомка хорошо ориентировалась в окружающей литературной среде и обращала внимание Сергея Васильевича на последние новинки, появлявшиеся в печати. Она старательно готовила для него и высылала по почте подборки новых стихов современных поэтов, надеясь, что они, быть может, вдохновят композитора на новые сочинения. Иногда так и получалось.

Продолжение следует.