Что включает в себя редактирование? Исправление опечаток? Орфографические ошибки? Редактирование гораздо шире — это и структура, и подача материала.
Первоначальное редактирование относится к тому, когда отдельные части книги переделываются и согласуются друг с другом еще по замыслу автора. Не бывает таких книг, которые были бы написаны от начала и до конца, ни разу не исправив хотя бы одно слово в уже написанном тексте.
Лучше начинать редактировать фрагмент текста минимум на следующий день после того, как он был написан, а еще лучше сделать паузу в 2-3 дня между написанием фрагмента и его редактированием. Таким подходом преследуется несколько целей. Во-первых, отвлекаясь на написание другой части книги, происходит обработка информации в мозге и после повторного прочтения спустя несколько дней информация уже воспринимается по-иному. Если в процессе редактирования фрагмента Вы внесли довольно много правок и сильно изменили текст, то лучше будет отредактировать еще раз. Эту процедуру можно повторять до тех пор, пока в очередной сеанс ничего не будет требовать исправлений.
Во-вторых, написав одну часть и перейдя к редактированию другой, в процессе редактирования углубляется понимание взаимосвязей отдельных компонентов книги, и при правке оказывается, что можно вставлять ссылки на другие главы книги.
В-третьих, свежий взгляд на уже написанный текст может в процессе повторного чтения и редактирования привести к новым идеям для отдельных глав книги, а то и даже для целой книги как продолжения.
Изменение структуры книги
Структура книги представляет собой «карту» рассматриваемой области, и от нее во многом зависит полнота раскрытия вопроса.
В ходе написания книги структура часто претерпевает изменения. В ходе написания всплывают дополнительные детали, и чем дальше, тем больше становится их количество, а многие из них требуют детального рассмотрения.
Совет: Для построения структуры хорошо подходят ментальные карты
Совет: Обязательно обсудите структуру книги со своей командой поддержки
Большинство авторов работает со структурой так: намечает основные части книги, их обычно всего несколько штук, в некоторых размечает разделы и главы, а затем, в ходе проработки отдельных глав, дополняет и расширяет структуру книги.
Структуру нужно не только расширять, но и перерабатывать, в этом кроется большой секрет успеха. Когда я начал писать эту книгу у меня было меньше десятка пунктов. Затем, по мере написания материала я добавил еще до двадцати пунктов. Когда я смотрел на получившуюся структуру, я понимал, что получилась какая-то «мешанина глав», и что структуру нужно пересмотреть. Более того, идеи о том, что еще нужно добавить в книгу, закончились. Совсем не обязательно выбрасывать главы, но нужно заново определить их иерархию, некоторые главы передвинуть, другие назвать иначе.
В результате такой перестановки я получил новую структуру, которая учитывала все новые главы. После этого я получил более ясное представление о книге, что полезно и автору и читателю. Далее, когда я стал смотреть на новую структуру, я нашел, что еще добавить к книге. В конечном итоге количество глав достигло сотни. Но я опять столкнулся с проблемой «плохой структуры». Я переделал структуру еще раз.
Поэтому не нужно бояться изменять структуру книги в процессе написания, даже если уже завершено больше половины. Оттачивание структуры всегдаидет на пользу книге.
Упражнение: обязательно составляйте структуру (или оглавление) для своей книги и пересматривайте его не реже 20-30 сеансов писательской работы. Это позволит сохранить книгу в хорошей форме и более точно передать читателю свои мысли, а так же натолкнет на скрытые ранее взаимосвязи.
Проверка ссылок
Для читателя нет ничего хуже, чем пойти по ссылке в книге и не обнаружить там материала.
Очень редко можно увидеть в современных книгах ссылки вида «приведено в главе 2.1» или «указано на страницах 50-52». Тому есть причины. Во-первых, ручной вводтаких ссылок представляет собой адский труд в процессе написания книги: добавленный материал может сдвинуть не один десяток подобных ссылок, которые нужно будет проверить перед публикацией. А если книга претерпевает еще и структурные изменения (примерно до середины), то найти ссылку и вовсе становится невозможно: главы не только перемещаются, но и переименовываются.
Второй проблемой является отсутствие адекватных инструментов. На первый взгляд. Если взять самые популярные в настоящее время текстовые редакторы, то окажется, что они могутсоздавать такие перекрестные ссылки, причем, довольно просто. Но изучение этой функции требует времени. В конечном итоге, автор, поддаваясь нахлынувшему вдохновению, не видит причины в том, чтобы делать такие сложные ссылки в своей книге, предпочитая обходиться общими фразами.
Можно было бы сказать, что причина в культуре, что такого вида ссылки просто не приняты, но лично я считаю, что они имеют место быть, поскольку облегчают работу и читателя и автора, при условии, что выполнены автоматизированным способом и автоматически обновляются при изменении в книге.
Для электронной версии книги, тем более, размещенной в виде отдельных глав на страницах в Интернете, эта проблема не актуальна, поскольку разбиения на страницы все равно нет. Но бумажные книги существуют и по настоящее время, и обходить эту область было бы неразумно. Кроме того, в электронных книгах подобные переходы все равно лучше оформлять с помощью ссылки, чтобы читатель мог легко перейти к этой части с помощью своей программы просмотра.
Ссылки, которые Вы планируете в своей книге, но материалы для которых еще не готовы, можно оформлять с помощью квадратных скобок. Ссылка не становится активной, чем не вводит в заблуждение и разочарование читателя, а еще ее легко найти в процессе проверки ссылок на завершающем этапе написания, чтобы не упустить ничего перед выпуском книги.
Перекрестные ссылки в книге подобны указателям на дороге — помогают понять окрестности
Из книги «Как написать книгу»: Ridero, ЛитРес, Онлайн.
Продолжение в следующий четверг