Долгое время я считала, что этот роман исторический. Так уж пафосно звучит название. Но, познакомившись с творчеством Гарди поближе, я оценила и его слог, и мягкий юмор. И поняла, что его интересуют не глобальные события, а внутренний мир людей, особенно женщин.
Эта книга у Гарди, как сейчас говорят, бестселлер. Ее постоянно издают. Каждая серия классики считает своим долгом включить ее в список. Но в конце XIX века книга Гарди возмутила чопорных англичан, многократно подвергалась цензуре, а печатали ее неохотно. В чем же дело?
Если коротко - в революционном, по тем временам, взгляде на права женщин.
Сюжет
Скажу сразу, написать отзыв совсем без спойлеров практически невозможно.
Семья Дарбейфилдов из деревни Марлот могла бы стать зажиточной, ведь ее глава Джек - не простой крестьянин, а возчик. Да вот беда, работать он не очень любит, да и к бутылке прикладывается, а в семье полным-полно детей. Поэтому старшая Тэсс, способная и потрясающе красивая девушка, вынуждена бросить школу, оставить мечты стать учительницей, и помогать семье.
Когда Джек узнал, что происходит из старинного, но совсем обедневшего и вымершего рода д`Эрбервиллей, то совершенно возгордился и работать практически бросил. Родители послали Тэсс к дальним родственникам, носящим ту же фамилию, в надежде, что ей помогут материально или работой. Так и вышло. Да только работодателем ее оказался молодой и коварный обольститель Алек. Так на девушку легло несмываемое пятно позора и начались ее злоключения.
Она решает уйти из знакомых мест и нанимается на ферму доильщицей, где встречает молодого Энджела. Он происходит из семьи священника, но хочет изучить фермерское дело. Молодой человек не может устоять перед красотой Тэсс, рисует себе идеальный образ и добивается ее руки. Перед девушкой стоит непростая задача - скрыть ли свое прошлое и лишиться любви (а Энджела она действительно полюбила искренне и пламенно) или умолчать о нем, но жить во лжи...
Они все же женятся, и сразу после свадьбы решают "исповедаться" друг другу. Энджел признается, что у него была связь с женщиной. Тэсс тоже решается на признание. Но... что позволено Юпитеру, как говорится. Энджел в ужасе отшатывается от возлюбленной (а так любил, так любил). Она "умирает" для него. Чары рассеялись, его идеальная невеста оказалась живым человеком, да еще с прошлым. Вот такая двойная мораль.
Дальше Тэсс переживет еще множество унижений, дойдет до полной нищеты и хеппи-энда не будет. Но конец в книге очень неожиданный.
"Однажды жертва — на всю жизнь жертва!... Таков закон!"
Так говорит Тэсс в конце книги. Сегодняшние психологи говорят, что есть комплекс жертвы. Но относится ли это к героине? Скорее, она действительно жертва, но не только своего характера, но и времени, и стечения обстоятельств:
- У нее безалаберные, эгоистичные родители. Странно, каким образом у них выросла такая покорная, высоконравственная и гордая дочь.
- Тэсс очень красива. При этом никто не сказал ей, какие подстерегают опасности со стороны мужчин, что тоже странно. Ведь она выросла в деревне и что же, образно говоря, не знала "откуда дети берутся" и от кого нужно держаться подальше?
- Из-за гордости и предубеждений она не может просить помощи у родителей мужа и доходит до того, до чего доходит.
- С одной стороны, она слишком покорна, с другой - горда, с третьей - в ее характере есть бунтарство. При такой странной смеси удивительно, что она терпит столько лишений.
- Никто не подсказал ей, что в городе тоже можно найти работу.
Удивительным для меня было то, что в деревне вполне лояльно восприняли ее "падение". Могли ведь и камнями забросать.
В чем революционность книги Гарди
Конечно, в конце XIX века уже не так категорично относились к возможности иметь отношения до брака. Случаи, как говорится, бывают разные. Но Гарди открыто заявил, что такое может случиться и с девушкой чистой, неопытностью которой грубо воспользовались. И от этого она хуже не стала. К этой мысли он приводит и своего героя. Но, увы, по законам трагедии, это происходит поздно, когда Тэсс довели до последнего предела.
Гарди пишет очень мощно, по-настоящему талантливо, великолепным языком. Поэтому не сочувствовать героям просто невозможно. А ведь это могло расшатать устои общества) Вот потому его сочинение и подверглось цензуре.
В книге много размышлений о религии, связи человека и природы, отсылок к Древней Греции. Особенно смешно, что Энджел играет на арфе. Да, сидит среди доярок на ферме и играет не на каком-то пастушьем рожке, а на арфе.
Еще много пасторальных сцен, много высоких чувств, великодушия и страданий. Не все оценят этот роман, т.к. написан он по всем канонам литературы XIX века. В нем есть черты романтизма, реализма, но он нисколько не устарел. Сегодня его назвали бы феминистским и экологическим))
Удивляет, что некоторые в отзывах считают книгу нудной, а Тэсс - слабохарактерной. Да для того времени у нее стальной характер.
Вы читали? Нравится такая литература?