Так устроен мир, что зачастую названия брендов становятся из имен собственных — нарицательными. В нашем отечестве есть несколько примеров: аппарат для копирования называют не «копир», а «ксерокс», а легкую спортивную полотняно-резиновую обувь с давних пор именуют «кеды» (по названию американской фирмы Keds. А вот в США аналогичную по конструкции и назначению обувь именуют «конверсы». Как мы понимаем, тоже по названию легендарных кед.
Изначально сугубо баскетбольные, кеды Converse стали элементом лайфстайла; их носили и носят скейтеры, рокеры, панки, киноактеры; известны коллаборации бренда с домами высокой моды и музыкантами, уличными брендами и художниками… А начиналось всё больше ста лет назад в штате Массачусетс, городке под названием Молден.
Компания Converse Rubber Shoe была основана в 1908 году человеком по имени Маркус Миллс Конверс, ничтоже сумняшеся давшему компании собственное имя. Начинала же она свой путь с галош и зимней обуви на резиновой подошве; со временем перешла к повседневной, а потом и спортивной обуви. В 1917 году состоялась премьера модели баскетбольных кед, впоследствии ставшей главным хитом Converse — тогда она называлась «Нескользящие», Non-Skids.
У этих кед была уникальная на тот момент конструкция. Она обеспечивала хорошую поддержку ноге, а прочная резиновая подошва отменно держалась на паркете, на котором тогда в основном в баскетбол и играли. Впрочем, до некоторого момента спрос на модель был ограничен: её использовали только спортсмены, так что с продажами дело шло не очень. И если бы кеды Non-Skids не начал носить баскетболист студенческой команды Чарльз «Чак» Тэйлор, история могла бы сложиться совершенно иным образом.
Тэйлор был по-американски обаятелен, харизматичен, а помимо этого — амбициозен и предприимчив. Придя в 1921-м в головной офис Converse, расположившийся в то время в Чикаго, чтобы попроситься на работу, он принёс с собой доскональное знание баскетбольного мира и знакомства с огромным числом тренеров, игроков и спортивных функционеров. Став торговым представителем, он изъездил Штаты вдоль и поперек, а помимо этого, добился внесения в дизайн модели нескольких важных изменений. Так появился знаменитый защитный патч в области лодыжек с принтом «All Star», да и конструкция модели стала более эргономичной.
Тэйлор продвигал «конверсы» так успешно, что в 1932 году модель назвали его именем — Converse Chuck Taylor All Star; тогда же в неё добавили вентиляционные проушины и автограф Чака на защитный патч. В 1936 Тейлор разработал модель с белым верхом, которая стала официальной обувью олимпийской баскетбольной команды США.
Когда началась Вторая Мировая, компания переключилась на производство одежды и обуви для армии (Тейлор служил фитнес-консультантом, кеды же стали армейской обувью для тренировок). Впрочем, вместе с окончанием войны Converse вернулась к своему основному профилю деятельности.
Золотая эра «конверсов» длилась до конца 1960-х. К началу 1950-х Converse All Star стали официальной обувью баскетбольной лиги США и стандартом для спортивной экипировки школ и колледжей. В 1962-м впервые были выпущены «низкие» кеды Oxford Chuck, а баскетболист команды Philadelphia Warriors Уилт Чемберлен поставил рекорд по количеству очков за один матч — играл он при этом, понятное дело, в Converse. К середине десятилетия баскетбольные команды решили, что неплохо бы обуви совпадать по цвету с клубной формой, и Converse ответил обувью всех цветов радуги.
Впрочем, в 1970-х акцент любителей спорта сместился с баскетбола на бег, для которого «конверсы» не слишком годились. На рынок вышли Nike, Puma и Adidas, вскоре проложившие дорогу и в баскетбол. Но поддержка бренда пришла из массовой культуры и рок-н-ролла: в дело пошли, к примеру, старые фотографии актера Джеймса Дина, звезды фильма «Бунтарь без причины» — он, оказывается тоже любил щеголять в кедах Converse.
C легкой руки группы Ramones «конверсы» стали культовой обувью панков, а на рубеже 80-х и 90-х их, как знамя, подхватили гранджеры, прежде всего группа Nirvana. Курт Кобейн носил кеды и во время выступлений, и в обыденной жизни. Он не раз говорил, что ему с детства нравилась обувь имени Чака Тэйлора: «они легкие, удобные и очень демократичные». Однако спортивный рынок брендом был почти потерян: кроссовки оказались куда более удобны для баскетбола.
...Обанкротившихся в 2001-м Converse выкупила компания Nike, сделавшая ставку на превращение старой утилитарной модели в популярный молодежный бренд. Дальше-больше: начались коллаборации с монстрами моды вроде Givenchy и им подобными. Самые дорогие из таких моделей — Chuck Taylor All Stars от известного художника Нейта Лоумэна — стоили 25 тысяч долларов.
Сегодня Converse стали универсальной обувью. Актриса Кристен Стюарт выходила в них на красную ковровую дорожку «Оскара»; в них появилась даже тогдашняя первая леди Мишель Обама. Сегодня легендарные кеды носят и бомжи, и модники; да что там, их надевают даже на свадьбы! Бренд, отказавшись от своих спортивных корней, стал даже более популярен, чем прежде. И будущее его выглядит более чем перспективным.
Создавать уникальный, функциональный и эргономичный облик привычных вещей — даже таких обыденных, как стул или чайник — вас научат в Школе дизайна НИУ ВШЭ (направление «Предметный и промышленный дизайн»).