Я бы посмотрела для начала через призму отношений с самим собой, а конкретнее со своим внутренним ребенком.
Мы говорили с вами тут , что эмоциональная зрелость родом из детства, при этом мы взрослые, не считая прочего опыта, интегрируем в себе интроекты детского времени (интроект - это наша внутренняя часть, которая появилась исходя из опыта взаимодействия со значимыми людьми, например, внутренний критик, который «похож» на бабушку).
Тогда нам важно прибраться на полках этого шкафа интроектов, не нужное отдать их владельцам, и оставить на полочках или доложить - важное, нужное, свежее, чтобы сформировать взрослую фигуру.
Если хочется большего понимания о том, как ощущается взрослая фигура, что это (ведь взрослая и родительская фигуры - две довольно большие разницы), я бы посмотрела на определение self у Ричарда Шварца (думаю можно поговорить об этом отдельно, что скажете?)
Возвращаясь к теме эмоциональной наполненности в отношениях, и как мы решили с самим собой (однако, все это применимо и в отношениях с другими, ведь внешняя реальность человека - это отражение его внутренней реальности) выглядит это из внутренней взрослой фигуры с детской так:
✔Человек умеет быть с собой честным, признаваться себе самому в своих реальных чувствах.
✔Решать трудности и проблемы из активной позиции, а не использовать механизмы психологической адаптации, помогающие уйти от реальности - когда я так чувствую, что со мной происходит, какие потребности за этим стоят и что я могу с этим сделать.
✔Научиться самоанализу, брать на себя ответственность и уметь извиняться - этому важно быть даже во внутренней реальности человека, когда мы пренебрегаем своими потребностями, задвигаем их, не замечаем (порой не специально, но без разницы), какая-то из наших внутренних частей страдает.
Осознав это важно принять эти чувства и извинится, а в ряде случаев уместно дать себе (той части) обещание, и помнить, что обещание важно выполнять.
✔Ставить на первый план потребности детей, а не собственные инстинкты выживания и/или партнерские отношения - если переносить это во внутреннюю реальность, звучит немного парадоксально, поскольку потребности внутреннего ребенка могут не совпадать с внешней необходимостью партнерства в отношениях. Но это лишь на первый взгляд, поскольку как только внутренний ребёнок напитывается вниманием, пониманием, сочувствием, интересом, присутствием, соучастием внутреннего взрослого (иногда бывает достаточно сказать своему внутреннему ребенку «я вижу что ты злишься и понимаю твои чувства, я их разделяю, мне очень жаль, что прямо сейчас невозможно что-то), он «отходит в сторону» и занимается своими делами, его чувства не затапливают человека и появляется возможность решать проблему, строить отношения и т.д. во внешней реальности из взрослой части себя.
Еще больше вы можете прочитать на моей странице ВКонтакте Онлайн-психолог, а также в телеграмм канале Психология 18+ и ниже