Название направления «рок» пришло к нам с английского языка "ROCK", что в переводе на русский язык обозначает «качать». Довольно точное обозначение музыкального стиля, отражающее саму суть рок-музыки.
До сих пор среди исследователей рока нет единого мнения об его истоках.
Кто-то утверждает, что рок произошел от блюза, так называемой, "музыки черных", а кто-то уверен, что рок – музыка берет свое начало от популярного в 50-е годы прошлого века музыкального жанра рок-н- ролл. И те, и другие по-своему правы. Рок-музыка в обобщенном смысле как музыкальный жанр – это стилизованная смесь блюза, кантри, фолк, скиффл. Однако, вернемся к истокам.
Рок-н-ролл впервые стал популярен в США в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Название жанра произошло от словосочетания «раскачивание и перекатывание», которое впервые было использовано моряками в 17 веке для описания движения корабля в океане.
Первым примером использования слова «рок-н-ролл» для описания музыки стал журнал Billboard, который похвалил трек Розетты Тарп 1938 года «Rock Me» в обзоре 1942 года. Однако этот термин стал более широко используемым только в следующем десятилетии.
В 50-е годы в Америке – родине рока, пренебрежительное отношение белых людей к представителям негроидной расы заставило отделиться их в своеобразное гетто, территорию, где располагались только кварталы "черных". Чернокожее население Америки в те годы имело свою культуру, музыку, радио. Они сохранили не только свои традиции, но и привезли в Америку национальные инструменты.
В это же время белую молодежь Америки уже не удовлетворяло то, что звучало в хит-парадах 50-х годов. Музыка нигеров (так тогда называли чернокожее население) официально была запрещена среди белых. А, как известно, запретный плод сладок. Вечерами белая молодежь тайно ловила волны радио нигеров и с удовольствием слушала блюз. В этой музыке было что-то невероятно захватывающее душу и волнующее.
Именно в 50-годах на смену негритянскому ритм-энд блюзу и пришла рок-музыка, которая сразу же трансформировалась в так называемый блюз-рок и рок-н-ролл. Блюз опирался в гармониях именно на ритм-энд-блюз, а рок-н-ролл – большей частью на стилях кантри, скиффл и т.д.
В 1952 году ведущий на одной радиостанции США, музыкальный аналитик Алан Фрид, заметив тайное увлечение белой молодежи "запрещенной музыкой", решил "пробить" место в эфире для открытого исполнения блюза. И ему это удалось. Однако выступить под собственным именем Алан побоялся и взял несколько ироничный псевдоним Moondog (Лунный пёс). В таком же стиле он и назвал свою программу "Moondog`s Rock And Roll Party".
Moondog`s Rock And Roll Party
Музыкальную программу Алана Фрида можно считать важным историческим моментом и первым шагом к взаимоуважению белой и черной молодежи, так как его программа приобрела просто ошеломляющую популярность среди тех и других. Именно Алан Фрид изобрел термин "рок-н-ролл". В это время была популярна песня с приблизительными словами "Мы будем крутиться, мы будем вертеться". В песне были слова rock и roll, что и послужило предпосылкой к появлению нового музтермина. Чуть позднее, в конце 60-х, для новых групп термин укоротили до "рок". Катания ушли, осталась раскачка. Основной акцент сместился на электрогитары, обретавшие больше и больше популярности, и гитарные же эффекты.
В 50-е – 70-е годы рок-музыкой была увлечена вся молодежь Америки и Великобритании, что стало мощной движущей силой к образованию различных направлений и поджанров рока: джаз-рок, арт-рок, латино-рок, рага-рок, хард-рок, панк-рок, рок-авангард. Именно в это двадцатилетие родились все основные направления и поджанры классического рока.
Многие специалисты до сих пор спорят, какое произведение считать первым творением в стиле рок. И единого мнения на этот счет нет. На развитие рок-н-ролла наибольшее влияние оказали такие известнейшие исполнители, как Билл Хейли, Фэтс Домино, Бо Диддли, Чака Берри и Литтл Ричард.
Кстати сказать, одним их непревзойденных хитов стала композиция Билла Хейли Rock Around The Clock, которую перепело множество исполнителей. И большей частью в этом преуспели рок-группы Америки и Британии.
Однако же, всем известно, что корону короля рок-н-ролла завоевал не негритянский, а белый исполнитель Элвис Пресли, ставший уже при жизни легендой.
Не менее сильное влияние на развитие рок-н-рола оказали и британцы Клифф Ричард и группа The Shadows.
Со временем, рок-н-ролл стал отходить на второй план и к началу 60-х годов прошлого века на музыкальной сцене появились две группы, оказавшие наибольшее влияние не только на музыкальные направления, но и на развитие своеобразной субкультуры в целом. Это были The Beatles и Rolling Stones. Этот период ознаменовался началом повального увлечения наркотиками, особенно марихуаной.
К концу 60-х сформировался так называемый британский бит. Даже Америка, относившаяся к британцам скептически, пала. Началом завоевания Соединенных Штатов считается 1964 год, когда The Beatles впервые ступили на американскую землю и просто произвели настоящий фурор. Вслед за этим событием повсеместно в Америке и Великобритании начали возникать новые группы, как грибы после дождя. Наиболее значимыми в то время стали The Kinks, The Animals, The Yardbirds, Manfred Mann, Searchers, Hollies, Herman's Hermits и мод-рок группы The Who, The Kinks и The Troggs, The Small Faces, Creedence Clearwater Revivle и многие другие.
Самое интересное, что в составах этих групп играли музыканты, впоследствии ставшие мировыми знаменитостями . Так, например, через The Yardbirds прошли такие известные гитаристы, как Эрик Клэптон, Джефф Бэк и Джимми Пейдж.
Наиболее значимым событием в рок-культуре того времени, как своеобразный итог, стал известнейший сегодня во всем мире фестиваль в Вудстоке.
Это было поистине одно из самых первых грандиозных зрелищ в истории рока. Поклонники в буквальном смысле жили на поле, на котором проводился концерт. Это уже было своеобразное братство, связанное не только узами знакомства или дружбы, но и своими музыкальными вкусами и образом жизни.
Не зря многие исследователи феномена рок-музыки называют это время «золотым веком» рока. Кстати сказать, именно к этому времени сформировался и инструментальный состав рок-групп. Из инструментов в обязательном порядке присутствовали барабаны, бас, ритм-гитара, лидирующая гитара и иногда клавишные.
Конец 60-х годов принес в рок-музыку еще одно значительное событие. Дело в том, что увлечение марихуаной у многих музыкантов того времени начало сменяться употребление более сильных наркотиков типа героина и мескалина. На основе этого начали появляться группы, описывающие в своих композициях ощущения наркотического опьянения. Большей частью наркотики вызывали галлюцинации. А их описанием занялись группы, исполнявшие психоделический рок. Психоделия развивалась параллельно с прогрессивным роком или, как его чаще называют, арт-роком. В это же время начали зарождаться основы хард-рока,
Итак. В начале 70-х годов доминировать стал новый стиль хард-рок. Наиболее яркими представителями стали постоянно борющиеся за пальму первенства Deep Purple и Led Zeppelin.
В это же время пика популярности достигли Uriah Heep и, с их мрачными мистическими или болезненно-психическими текстами, Black Sabbath.
Влияние рока на всю музыкальную и культурную жизнь человека настолько велико, что представить себе современный мир без этого музыкального направления просто невозможно. Даже противники этого направления утверждают, что рок-баллады настолько мелодичны, лиричны и имеют завидную долю экспрессии, что ни один другой стиль по яркости выражения чувств, эмоций и переживаний с ними просто не сравнится.