Найти тему
Истории О Марафонах

БЕШТАУ: БЕШТАУГОРСКИЙ ТРАВЕРС.

Вид с главной вершины на Лисий Нос и на Пятигорск
Вид с главной вершины на Лисий Нос и на Пятигорск

Сегодня я узнал, что уважаемый мной человек поедет в апреле в Пятигорск на соревнования по горному бегу. Я являюсь ценителем данной радости - бештаулюбом, завидую товарищу белой завистью: подняться на Бештау впервые - это великолепные впечатления.

Да, именно эти же соревнования я в 2021 году выбрал в качестве способа побывать на вершине. Далее я неоднократно поднимался на главную вершину - Большой Тау - мне для этого с тех пор не нужен повод.

Я в тот год несколько ошибся, выбрав дистанцию "Крест". Я не особо понимал, что это такое - прочувствовал вообще всë и очень многое понял, бегая с вершины на вершину. Траверс - это более беговая дистанция, а Крест - это карабкаться.

Позволю себе устроить " кайф первопроходца" и рассказать, что ждет участников Траверса.

К слову, я поеду в Пятигорск тоже в апреле, но позже - на полумарафон от KavkazRun. Данное дело нынче называется K-Run, а раньше организация называлась KavkazTrail.

Итак.

Скриншот из первоисточника.
Скриншот из первоисточника.

Старт - у подножия Бештау - между подошвами Лисьего Носа и Козьих Скал. Вход на гору мне привычный - я заходил отсюда четыре раза. Два раза я следовал по тропе КГО, а два - как раз по маршруту. Но я уходил левее. На Козьи Скалы с предлагаемой стороны я не заходил. До склона маршрут, можно сказать, беговой. Понимая уровень подготовки товарища уверен, что проблем здесь не возникнет.

Склон. Козьи Скалы считаются самой сложной вершиной, кроме главной - по склону, наверное, придется идти пешком и с палками.

Собственно Козьи Скалы.
Собственно Козьи Скалы.

Как видно на фото, на вершине - скалы. Я туда забирался без проблем, но с другой стороны.

От Козьих Скал до седловины вполне себе можно бежать - тропа позволяет.

После седловины вас ждут чудеса. Я на этом участке был трижды - и с каждым годом ситуация становилась всë вертикальнее и вертикальнее. В первый раз на этом склоне был натянут канат. Два остальных раза я поднимался тут с дочкой (девочке на те моменты было 6 и 7 лет соответственно) - это еë любимый участок. Карабкаться - наше любимое. Здесь вполне себе может лежать снег в начале апреля, но он не холодный.

Всë выше и выше - и будет седловина, на которой маршрут пересечëтся с тропой КГО. На вершину путь будет лëгким, с неë - ещё легче. Спуск в сторону Железноводска по моему мнению проще, чем спуск по тропе КГО.

Далее маршрут идëт по вершине под названием Лохматая - относительно Козьих Скал - попроще. С Лохматой я никогда не спускался, точно сказать не могу. Вообще среди моего опыта четыре варианта подъема и пять вариантов спуска с горы - а вариантов этих - бесконечное множество. После того, как спуск с Лохматой завершится - участники выйдут на кольцевую дорогу - начнëтся беговой кайф - с забитыми мышцами, полные впечатлений, надо пробежать примерно восемь километров до финиша с лëгким изменением рельефа - сначала через Буковый Лес, а после - оббежать Козьи Скалы. Мне не доводилось оббежать Бештау, но части маршрута я посещал. Для любителей бега - что надо.

Маленький совет. Не надо до места старта идти пешком - и на экспо (в 2021 году экспо было в палатке у старта) пешком идти не надо. +10% к впечатлениям - но эту красоту можно увидеть и из машины такси - и -10% сил. Я ходил пешком. Это потрясающее зрелище - идëт такой маленький человек - а перед ним - гигант Бештау. Потом человек поднимается на Бештау - по склонам и седловинам - и вот он на Большом Тау - и видит маленький Машук, маленькие остальные вершины - и Большой Тау оставляет за собой величие, но становится не грозным, а приветливым. И вот, когда человек выходит в город, Бештау передаëт ему силы и радость. Да, это надо видеть.

Итого скажу, что маршрут Траверс относительно маршрута Крест - вполне себе беговой. Сложности: подъем на Козьи Скалы, карабкаться на Большой Тау, спуск с Лохматой, наверное. Остальное - в охоточку.

Для справки. Бештаугорский Крест: по тропе КГО надо подняться на Большой Тау, а после в любой последовательности надо сходить на четыре вершины, после каждой возвращаясь на Большой Тау - это Козьи Скалы (сложность 10 из 10 по моей личной шкале сложности), Лисий Нос (сложность 7 из 10), Лохматая (6 из 10) и Малый Тау (5 из 10). Побегать на дистанции Крест можно лишь на финише - от радости - и то не долго. Крест - это не совсем про бег. Это усилия, это терпеть, это карабкаться. В 2021 году планировали воду на всех вершинах, но получилось доставить воду только на Большой Тау. Не забудьте взять с собой воду.

Эти моменты вы не забудете никогда. Я раньше смеялся, когда слышал о так называемой "горной болезни" - человек, побывавший в горах мечтает ездить в горы при первой возможности. Вот и меня эта "болезнь" поразила.