Найти тему

Как правильно кормить малышей с ДЦП

Кормить некоторых малышей с ДЦП непросто, и многим родителям приходится придумывать способы, чтобы это происходило как можно быстрее и проще. Но, к сожалению, получается так, что это негативно сказывается на развитии ребенка: замедляет формирование полноценного акта жевания и глотания и тормозит проявления самостоятельности.

Если правильно кормить малыша, то можно не только упростить процесс, но и помочь ребенку: например, освоить навык жевания. Сначала будет трудно. Постепенно родитель и ребенок адаптируются, а закрепление новых навыков положительно скажется на работе мозга малыша с ДЦП. А еще это косвенно разрабатывает артикуляционный аппарат, который нужен, чтобы речь была четкой и внятной.

Поговорим об особенностях кормления детей с ДЦП.

ru.freepik.com
ru.freepik.com

Особенности ДЦП и трудности при кормлении

Детский церебральный паралич затрагивает двигательную кору головного мозга и разрушает ее работу. Из-за этого у детей нарушается проявление безусловных рефлексов, которые жизненно важны: например, глотательного, а у новорожденных малышей еще и сосательного.

Кроме этого, детям с ДЦП трудно удерживать равновесие, непросто держать голову и иногда невозможно управлять собственными руками. У них нарушена зрительная координация: они не понимают, в каком положении сейчас находится тело, руки, ноги, голова.

Мышцы языка и гортани тоже чаще ослаблены или находятся в гипертонусе: жевать твердую пищу и глотать становится не просто тяжело, а даже больно.

Эти особенности накладывают понятные сложности при кормлении, но процесс можно организовать так, чтобы всем его участникам было легче.

Как правильно кормить

Сначала поможем подобрать ложку и стаканчик для питья. А ниже — дадим основные правила кормления, которые проверены родителями особенных детей.

Подбираем «правильную» ложку. Ложка должна быть достаточно увесистой — такой, которую ребенок будет ощущать в руке. Если ребенок сам держит ложку и суставы позволяют совершить поворот, то подойдет обычная ложка прямой формы. Чтобы ему было удобно брать ее в руку, можно выбрать ложку с длинной ручкой. Если у ребенка плохо работают суставы руки, то подойдет изогнутая ложка, с которой можно пронести еду по прямой.

Если вы или ваши знакомые работают с полимерной глиной, то можно сделать ложку под ребенка и учесть при этом все его особенности и эргономику.

Подбираем «правильный» стаканчик. Непроливайка малышу с ДЦП не подойдет, потому что такие стаканчики вынуждают ребенка запрокидывать голову, а ему и так непросто держать ее в обычном положении. Лучше предложить ему пластиковый стаканчик с мягкой трубочкой, которую нельзя вытащить из стакана.

ru.freepik.com
ru.freepik.com

Теперь — правила кормления.

Про расположение родителя и ребенка за столом, приемах кормления, жевании и глотании.

Как должен располагаться родитель. Голова взрослого должна находится на уровне с головой ребенка. Суть в том, чтобы при поддержании зрительного контакта ребенку не приходилось запрокидывать голову вверх, а родителю — сильно горбиться. Хорошо, если ребенок сидит прямо перед родителем, чтобы взрослый видел все изменения и гримасы ребенка, чтобы сразу понять, если что-то пойдет не так.

Как должен располагаться ребенок. Главное — не лежа. Лежа ребенку не нужно держать голову, но при этом мышцы языка и гортани работают неправильно, а ребенку неудобно глотать. Правильная посадка — такая, как обычно мы все сидим за столом. Малыши с ДЦП не могут самостоятельно поддерживать такую позу, поэтому идеально, если получится зафиксировать его в кресле-коляске. Если кресла нет, то поддерживать его придется родителю. Рекомендуем посмотреть обучающие видео, чтобы наглядно видеть, как расположить руки для фиксации малыша.

Как кормить, если:

· Ребенок не может держать ложку. Подносите ему ее спереди по центру, а не сбоку, а когда вытаскиваете, то делайте это горизонтально, а не через верх. Это нужно для того, чтобы ребенок напрягал мышцы верхней губы для удержания пищи. Не набирайте полную ложку: лучше, если еды в ней будет примерно 2/3.

· Ребенок держит ложку сам. Придерживайте своей рукой руку ребенка, в которой зажата ложка. Помогайте, но не делайте за него. Следите, где ребенок испытывает наибольшие сложности: например, ему трудно нести ложку до рта, но при этом он сам зачерпывает еду из тарелки. Значит, ему нужно помочь в моменте, когда ложка проделывает путь от тарелки до рта — и только здесь. В остальном просто мягко придерживайте.

Про особенности глотания. Из-за двигательных нарушений ребенку тяжело глотать. Язык не такой подвижный, мышцы слабые или напряженные: все это мешает сформировать во рту пищевой комок, который легко проглотить. Если после первой ложки ребенок никак не проглотил еду, то врачи рекомендуют дать ему пустую ложку, чтобы помочь ребенку рефлекторно глотнуть. Это не всегда работает, но можно попробовать «разбудить» этот рефлекс. Также важно подстроиться под темп ребенка: как правило, он медленный. Не старайтесь кормить ребенка быстрее, чем он может прожевать, — иначе он будет часто давиться и тихо ненавидеть кормление, а родитель — раздражаться.

Про особенности жевания. Когда у ребенка прорежутся зубы, можно попробовать предложить ему твердую пищу в виде детского печенья. Если она его не заинтересует — ничего страшного, это нормально. Предложите попозже. Попробуйте добавить хлеб в суп-пюре, чтобы ребенок ощутил новую консистенцию, а затем переходите к более твердой еде, — например, кусочкам сладкого яблока. Чтобы ребенок приучался жевать, можно дать ему такую пищу, которую он не сможет быстро откусить: длинные кусочки мяса, нарезанные вдоль волокон, или палочка сыра-косички. Поместите мясо или сыр на боковые жевательные зубы ребенка и пусть он попробует совершать жевательные движения.

Может быть так, что вы все делаете правильно и придерживаетесь правил, еда привычная, нормальной температуры и консистенции, но ребенок отказывается есть. Не стоит кормить его через силу: если малыш не хочет сейчас, то предложите еду попозже.

Надеемся, что помогли прояснить основные моменты кормления. Ориентируйтесь на них, но при этом всегда обращайте первостепенно внимание на особенности ребенка. Постарайтесь подстраивать правила под него, а не наоборот. Главный принцип, на который нужно опираться — развитие самостоятельности ребенка.

Если тоже хотите помогать детям и взрослым с ДЦП — добро пожаловать в наш благотворительный фонд «Движение к достижению».