Вишиштадвайта или Вишишта-адвайта-веданта – это одно из индуистских учений о недвойственности, которое менее известно, чем Адвайта-Веданта, но тоже занимает значимое место среди важных школ философии и религии.
Сама школа существовала намного раньше, но ее первым гуру считается Рамануджачарья. Поэтому она стала известна как Рамануджа даршан. В частности, его комментарий к Брахма-сутрам называется «Шри Бхашья».
Вайшнавская Адвайта
Вишишадвайта тесно связана со шри-вайшнавами, поэтому ее рассматривают скорее как философию религии, а не как независимую духовную философию.
По сути Вишиштадвайта — это Адвайта, которая принимает вишеши. Вишеша переводится с санскритa как нечто "особенное, специфическое, индивидуальное".
Последователи этой школы принимают основную адвайту, или недвойственность Дживы и Пара (чистой формы Бога). Считается, что в освобожденном состоянии джива является пара.
Джива имеет вишеши сознания в неосвобожденном состоянии, в отличие от Адвайты, где джива является просто свидетелем даже в неосвобожденном состоянии.
На самом деле освобождение предназначено не для дживатмы, а для сущности дживы, состоящей из Сукшума шариры (тонких тел) и т. д., которая связана Пракрити или Майя (иллюзией).
Вишистадвайты считают, что есть три прамана или источника знаний:
- пратьякша - непосредственно чувственное восприятие, которое возникает при контакте человеческих органов чувств и воспринимаемых объектов.
- анумана - исследование, логический вывод после наблюдения.
- шабда - звуковой поток, но это не любой звук. Это скорее звуковая вибрация, которая растворяет эго, мешающее познанию истины и воспринятию нашего истинного Я.
Три Татвы (изначальные первоэлементы или субстанции)
В вишишта-адвайте есть три Татвы (Татва-трая) – Ишвара, Джива и Пракрити.
Ишвара или Брахман - единственная независимая реальность. Джива и Пракрити — реальности, зависящие от Брахмана.
БРАХМАН (ИШВАРА)
Весь мир — это игра или лила Ишвары. Поэтому Ишваре можно поклоняться не только как Бесформенному, но и как сакаре, т.е. обладающему формами. Это также соотносится с тем, что Вишиштадвайта — это религия + философия.
И упасана (поклонение), и Веданта тесно связаны. Здесь считается, что вечное пятичастно, и ему поклоняются в следующих пяти формах:
1. Пара – вечное существо. Это Шри Маха Вишну, во времена нетворения пребывающий на Вайкунтхе, спящий в кольцах бесконечности.
2. Вьюха - Тот, кто имеет четыре аспекта: Санкаршану, Васудеву, Прадьюмну и Анируддху (Вишну Сахасранама восхваляет Его как чатурвьюху, или имеющего четыре вьюхи).
3. Антарьямин - Тот (как душа), который пронизывает всё творение.
4. Вибхава — славные воплощения или аватары Бога, такие как Шри Рама и Шри Кришна.
5. Арча - Формы поклонения, такие как воплощения и идолы. Примером Арча-аватара является Венкатешвара.
ДЖИВА
Джива (индивидуальная душа) называется
- ану (неделимой),
- авьяктой (непроявленной),
- ачинтьей (немыслимой),
- нирвикарой (не имеющей искажений и преобразований)
- и джнянашрайей (обителью знания).
Джива – неделимая часть Ишвары.
Есть три типа джив: связанные, освобожденные и вечные. Говорят, что любая джива до освобождения или мокши связана. После освобождения Джива становится муктой и сливается с Ишварой.
Есть также вечные дживы, которые не связаны, но существуют - такие как дэваты, супруги, слуги, колесницы Вишну (Гаруда, Ява-Виджая и т. д.).
ПРАКРИТИ
Это причина проявления. Оно вызывает три качества сознания: сатву, раджас и тамас.
Есть две формы сатвы: шуддха сатва и мисра сатва.
Шуддха-сатва – это та, которую не затрагивают раджас и тамас. Она проявляется на Вайкунтхе, создавая «вечных» существ, таких как Гаруда и Ананта. Это называется нитья вибхути.
Физический же мир вызван мисра сатвой, комбинацией всех трех качеств. Это называется лила вибхути.
Освобождение или мокша в Вишиште
Концепция мошки в Вишиштадвайте отличается от концепции Адвайты дживанмукти.
По мнению Вишиштадвайты, освобождение возможно только после того, как джива покинет тело.
При этом есть разные типы освобождения. В первом случае человек достигает Ишвары после смерти. Другой — это достижение более высоких миров (например, сварги) после смерти и переход в еще более высокие миры и, в конечном итоге, достижение Ишвара-саннидхьи. Это называется крама (постепенное, поэтапное) мукти.
Существует четыре вида Ишвара-саннидхьи, в порядке возрастания эволюции:
- Салокья – Жизнь в мире Ишвары (например, Вайкунтха)
- Самипья – Жизнь рядом с Ишварой
- Сарупья – Выглядит так же, как Ишвара
- Саюджья – Становление единым целым с Ишварой
Как достичь освобождения? Мокша садхана
Есть три концепции на пути к освобождению: Татва, Хита и Пурушартха.
Как уже говорилось, Таттв три.
Хита пятерична: сва-сварупа (знание природы себя), пара-сварупа (знание природы вечного), пурушартха сварупа (осуществление целей или задач жизни - дхарма, артха, кама и мокша), упайя сварупа (означает методы или пути к мокше) и виродхи сварупа (препятствия на пути достижения мокши).
Есть пять авародх (виродхи) или препятствий на пути эволюции:
- Препятствия в осознании себя,
- в осознании Бога,
- в освобождении,
- в следовании средствам реализации
- и в достижении целей.
Бхакти (поклонение) в Вишите
Бхакти включает в себя преданность и поклонение. Существует семь средств для бхакти:
- вивека (различение и чистота),
- вимока (отстраненность),
- абхьяса (практика),
- крия (ритуалы, особенно панча маха ягьи),
- кальяна (правдивость, спокойствие ума, мягкость и т. д.),
- анавасада (нетронутость печалью или разочарованием),
- ануддхарша (нетронутый волнением).
Прапатти (или шаранагати) – это посвящение. Оно включает в себя отказ от эго, совершение дел только для того, чтобы угодить Богу, и воздержание от всех тех действий, которые приводят человека к мирскому), наличие веры и приписывание своей собственной заботы Ишваре.
Ачарьябхимана – означает верить, уважать и следовать словам учителей.
Семь недостатков Адвайте по версии Рамануджи
Рамануджа выделяет семь фундаментальных недостатков философии Адвайты, которые как он считает нужно исправить.
I. Природа авидьи
* авидья- незнание или «исходная омрачённость сознания».
Авидья должна быть либо реальной, либо нереальной; другой возможности нет. Но ни то, ни другое невозможно. Если Авидья реальна, недуализм превращается в дуализм. Если это нереально, мы приходим к внутреннему противоречию или бесконечному регрессу.
II. Непостижимость Авидьи
Адвайтисты утверждают, что авидья не реальна и не нереальна, а непостижима (анирвачания). Всякое познание является либо реальным, либо нереальным: утверждение адвайты бросает вызов опыту, и принятие его поставило бы под сомнение все познание и сделало бы его небезопасным.
III. Основы познания Авидьи
Никакая прамана (метод восприятия) не может установить авидью в том смысле, которого требует адвайта. Философия адвайты представляет авидью не просто как недостаток знания, как нечто чисто негативное, а как затемняющий слой, который покрывает Брахман и удаляется истинной Брахма-видьей.
Авидья – это позитивное неведение, а не просто невежество. Рамануджа утверждает, что положительное незнание не устанавливается ни восприятием, ни умозаключением, ни свидетельствами из священных текстов. Напротив, как утверждает Рамануджа, любое познание является реальным.
IV. Место Авидьи
Где та авидья, которая порождает (ложное) впечатление реальности воспринимаемого мира? Есть две версии: это может быть авидья Брахмана или джива индивидуальной души. Ни то, ни другое невозможно по мнению Рамануджи.
Брахман — это знание; Авидья не может сосуществовать как атрибут с природой, совершенно несовместимой с ней. Индивидуальная душа также не может быть локусом Авидьи: существование индивидуальной души обусловлено Авидьей; это привело бы к замкнутому кругу.
V. Омрачение природы Брахмана Авидьей
Гуру Адвайты Шанкара говорил о том, что истинная природа Брахмана каким-то образом скрыта или затемнена Авидьей. Рамануджа считает это абсурдом: учитывая, что Адвайта утверждает, что Брахман — это чистое самосветящееся сознание, омрачение должно означать либо предотвращение возникновения этого (невозможно, поскольку Брахман вечен), либо его уничтожение — одинаково абсурдно.
VI. Устранение авидьи посредством Брахма-видьи.
Адвайта утверждает, что авидья не имеет начала, но ее прекращает и устраняет Брахма-видья, интуиция реальности Брахмана как чистого, недифференцированного сознания. Рамануджа отрицает существование бесформенного и безкачественного (ниргуна) Брахмана, утверждая, что все существующее имеет атрибуты: Брахман обладает бесконечными благоприятными атрибутами. Освобождение – это вопрос Божественной Милости: никакие знания и мудрость не спасут людей.
VII. Удаление Авидьи.
Для Адвайты рабство, в котором мы пребываем до достижения Мокши, вызвано Майей и Авидьей. Знание реальности (Брахма-видья) освобождает нас. Рамануджа утверждает, что рабство реально. Никакое знание не может уничтожить то, что реально. Напротив, знание раскрывает реальность; это не разрушает его.
И что именно является спасительным знанием, которое избавляет нас от рабства Майи? Если оно реально, тогда недвойственность превращается в двойственность; если это нереально, то мы сталкиваемся с абсурдом.
Лашкми в Вишиштадвайте
С точки зрения теологии Рамануджа выдвигает точку зрения, согласно которой Верховная Богиня Лакшми и Верховный Бог Нараяна вместе составляют Брахмана – Абсолют.
Лакшми — женское олицетворение Брахмана, а Нараяна — мужское олицетворение Брахмана, но они оба неразделимы, одинаково вечны, соабсолютны и всегда существенно едины.
Таким образом, в отношении этих двойственных аспектов Брахмана Всевышнего в Шри Вайшнав-Сампрадае называют Шриман Нараяна.
Отличия от других вайшнавов
Самое серьезное различие между шри-вайшнавами и другими группами вайшнавов заключается в их интерпретации Вед. В то время как другие преданные Вишну интерпретируют ведические божества, такие как Индра, Савитар, Бхага, Рудра и т. д., как те же, что и их пуранические аналоги, шри-вайшнавы считают, что это разные имена/роли/формы Нараяны, утверждая, что вся Веда посвящена Вишну.
Шрирам Манодж Кумар
Читайте также: