Публикуем воспоминания ветеранов-кремлёвцев
Всякий, кто бывал у стен Московского Кремля, наверняка запомнил идеальную выправку и чёткость движений часовых Президентского полка на посту № 1. Но Президентский полк – это не только рота почётного караула, а воинская часть с долгой историей и славными традициями. Недавно свой 10-летний юбилей отметила Воронежская региональная общественная организация ветеранов Президентского полка «Союз Кремлёвцев».
Как сообщил «TV Губернии» председатель «Союза Кремлёвцев» Александр Шакин, организация сегодня объединяет около 300 бывших военнослужащих Президентского полка. Самому старшему из них исполнилось 86 лет, самый юный демобилизовался в этом году.
Корреспонденты «TV Губернии» узнали у ветеранов-кремлёвцев, за что они благодарны своему полку.
«С нами велась серьёзная тактическая подготовка»
Сергей Харчев, годы службы: 1970-1972 гг.:
– В те времена была хорошо поставлена работа по подбору и первичному обучению призывников. Я вначале попал в группу связистов, а потом меня пригласили на беседу и сказали, что я готовлюсь в другую команду. Оказалось, что это Кремлёвский полк. Меня ждали полтора месяца учебных сборов, затем присяга – мы первыми принимали её у могилы Неизвестного солдата. После этого людей распределили по ротам. Меня направили в школу сержантов, а после окончания остался там, чтобы самому готовить младших командиров Кремлёвского полка.
Питание было по норме высших военных заведений. Никаких деликатесов не предлагали, но кормили очень хорошо. Я за первый год службы поправился на 10 кг. Живот не вырос, этот вес перераспределился в мышцы, поскольку физической подготовке уделялось очень много внимания. Особенно запомнились «шестёрки» – в полной выкладке возвращение бегом со стрельбища за 6 км.
Кремлёвский полк – это полноценная боевая часть, охраняющая сердце нашей Родины. С нами велась серьёзная тактическая подготовка, поскольку в военный период подразделения нашего полка должны заниматься поиском диверсантов в любое время суток и в любое время года. У нас были учения ночью зимой в лесу. Особенно запомнились стрельбы в марте.
Мы находимся на стрельбище. Занимаем окопы. Стоим по колено в воде, поскольку вся талая вода туда стекает, но никто на это внимания не обращает. Ведём стрельбу, получаем отличные оценки…
Никакой дедовщины не было. Разве что, когда молодому выдавали новую шапку, дембель просил с ним поменяться. Но не более того! Чувство локтя и товарищество не позволяло иного отношения.
Во время службы я стал изучать историю полка, который тогда входил в структуру КГБ, а также историю Комитета государственной безопасности со времён Дзержинского, и очень заинтересовался этой системой. После демобилизации пришёл в Управление КГБ по Воронежской области и сказал, что хочу продолжить службу. Кремлёвский полк дал мне эту возможность.
«Служить в полку было почётно и ответственно»
Евгений Косяков, годы службы: 1983-1985 гг.:
– Отбор в полк был жесточайший. Нас, группу призывников из Нововоронежа, вначале направили на медкомиссию по месту, потом в Воронеже. Отбирали не только по здоровью, проходили также психологические тесты и собеседования. Постепенно пришло понимание, что готовят в какую-то серьёзную часть. Проверяли нас и по линии КГБ, и только после этого сказали, куда именно мы попадём. Отобрали из всей команды только троих человек. Тогда реально работали социальные лифты – простые парни из села попадали в такую часть!
Во времена Советского Союза в нашем полку служили русские из разных регионов, а также украинцы, белорусы и латыши. Латыши призывались, как дань традиции, поскольку латышские стрелки были первой охраной Ленина в Кремле. Тогда все относились друг к другу по-братски, никаких национальных разногласий вспомнить не могу.
Я не стоял на посту у мавзолея, но участвовал в обеспечении парадов, демонстраций и других мероприятий на Красной площади. О том, в чём заключались мои обязанности, распространяться не буду, скажу только, что это было почётно и ответственно. Обучали нас здорово. И моральное состояние было такое, что отдай командиры приказ – все бы пошли не задумываясь.
Очень много внимания уделялось физической подготовке. Приходит солдат в полк, не успел ещё вещмешок положить – сразу вперёд на спортгородок. Тогда служить было почётно, мы все готовились к армии. У каждого пацана был самый простой самодельный турник из лома и двух сосен. Меня спортгородок ничем не удивил. А тех, у кого не было такой подготовки, в кондицию приводили очень быстро. За полчаса до подъёма тихонечко будят: «Вставай, дорогой! На спортгородок!». Месяц-полтора – и всё в норме.
Отношения между людьми были удивительно человечными. От командиров мы не слышали никаких оскорблений, до каждого они пытались достучаться. Моя дальнейшая биография не была связана с силовыми структурами, я получил техническое образование и работал на Нововоронежской атомной станции. Но те навыки, что получил в полку, пронёс через всю жизнь – как служить, как дружить, как общаться с людьми. Тот, кто служил в Кремлёвском полку, обязан прожить жизнь достойно.
СПРАВКА
Президентский полк создан 8 апреля 1936 года для охраны Кремля. Первоначально назывался Полком специального назначения, с 1973 года – Кремлёвским полком, с 1993 года – Президентским полком. С 1997 года входит в структуру Федеральной службы охраны.
Дмитрий КОЛЕСНИЧЕНКО