Петр Щукин, как и его брат Сергей, был коллекционером. Он создал «Музей русских древностей». Для размещения своей коллекции он решил построить дом-музей с изразцами и кокошниками, который передавал бы дух старомосковской допетровской эпохи, созвучной собранным древностям.
Первое или старое здание музея (оно на фото выше) было возведено в 1892-1893 годах архитектором Борисом Фрейденбергом, который вместе с Щукиным тщательно выбирал древнерусские детали для музея-терема, изучая для этого московскую и ярославскую архитектурные школы.
Многие элементы здания были скопированы с памятников древнерусской архитектуры, например, балкончик палат Бояр Романовых на Варварке или квадратные изразцы и подвеска на крыльце из церкви Иоанна Предтечи в Ярославле.
Крыша была выполнена в русском стиле «в шахматы». В кокошник главного фасада вставлен медальон крылатого единорога, окруженный разноцветными майоликовыми лучами.
Поливные изразцы для музея были выполнены на заводе М. С. Кузнецова. Вход в терем украшен шатром с кокошкинами, а нижняя часть фасада напоминает по оформлению Грановитую палату в Кремле.
Интерьеры старого здания также были решены в псевдорусском стиле, сводчатые потолки были расписаны.
В вестибюле своды поддерживаются пузатой колонной, на полу лежит мраморная плитка, дверные порталы оформлены резными колоннами.
Окна и двери также выполнены в едином русском стиле и цитируют рисунок окон Исторического музея.
В 1895 году музей был открыт для всех желающих. Доступ в залы был свободным, каждый день с 10 до 12. По описаниям современников, сам Щукин часто сам встречал редких посетителей и разрешал работать с древними рукописями в библиотеке.
Сюда также приходили художники, чтобы зарисовывать старинные вещи. Предметы быта и интерьера были настолько интересными и редкими, что многие знаменитые художники (Верещагин, Васнецов, Суриков) писали с натуры прямо в музее. Сегодня отдельные экспонаты можно увидеть только на их полотнах.
Тем временем музей продолжал разрастаться, места для хранения огромной коллекции не хватало. Тогда Щукин решил построить рядом еще одно здание также в русском стиле.
Новое здание музея Щукин заказал архитектору Адольфу Эрихсону. Оно было построено в 1896-1898 годах и также напоминает русский терем в стиле узорочье.
Обратите внимание на ворота, завершенные поясом кокошников и килевидной кровлей.
Старое здание музея соединено с Новым зданием подземным ходом.
Интерьеры нового здания были выполнены как в псевдорусском стиле, так и в стиле псевдобарокко.
Строительство зданий обошлось Щукину в 200 тыс. рублей.
В Новом здании находился бывший кабинет Петра Ивановича, где он готовил свои знаменитые сборники, содержащие описание коллекции.
С 1895 по 1912 год им было издано 13 сборников в 45 томах. Представляете, сколько экспонатов было в коллекции? На апрель 1905 года она насчитывала 200 тысяч предметов, а к 1912 году - около 300 тысяч! Самые ценные и известные: иллюминированное Евангелие 13 века, рукопись Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», письма Стендаля с войны 1812 года. Их, как и многие другие ценные вещи, Петр Иванович находил на Сухаревке. В 1905 году напротив Нового здания был построен одноэтажный склад для размещения архива.
В 1905 году Пётр Иванович подарил свои коллекции Москве с пожеланием «не разделять коллекцию». Музей стал филиалом Исторического музея и назывался «Музей Петра Ивановича Щукина». Щукин сам проводил по нему экскурсии. За такой ценный подарок ему был пожалован чин действительного статского советника, который приравнивался к генеральскому. Щукин любил появляться в обществе в генеральском пальто на голубой подкладке, а по утрам лакей специально выносил пальто на крыльцо здания, выходящего на Малую Грузинскую улицу, и чистил так, чтобы все видели. К сожалению, Единственное пожелание владельца выполнено не было. Сразу после смерти Петра Ивановича в 1912 году древнерусскую коллекцию перевезли в фонды ГИМа, а здания стали использовать под конторы.
После революции коллекцию Щукина из фондов ГИМа частично разобрали по музеям.
Сегодня часть восточной коллекции можно увидеть в музее народов Востока на Гоголевском бульваре, русские портреты – в Третьяковской галерее, дамасские клинки в Оружейной палате. Здания на Малой Грузинской у Исторического музея забрали.
С 1934 года в двух из трех зданий бывшей усадьбы располагается Биологический музей Тимирязева. В «Новом» корпусе — находится сам музей (вход по билетам), в «старом» — администрация.
Еще больше о Москве можно узнать из моих книг:
1) Непарадная Москва - книга о доходных домах Москвы
2) Москва изнутри - книга об интерьерах московских зданий с 15 до 21 века.
3) Архитектурная Москва - путеводитель по Москве, включающий 10 архитектурных маршрутов.