Зима нынче холодная, температура, в основном, -20..-30 градусов. Сразу за домом начинается лес. Выйдешь в огород, оглядишь всё вокруг - зима, холодно, лес - и часто вспоминается стихотворение Николая Некрасова, которое когда-то в школьные годы я учил. Помните, "Однажды в студёную зимнюю пору"?
Это отрывок из поэмы "Крестьянские дети", написанной Некрасовым в 1861 году. В детстве не задумываешься над смыслом стихотворений, читаешь их просто как произведение исскуства. Но ведь в каждом литературном произведении автор закладывает какой-то смысл.
Давайте вспомним это прекрасное стихотворение и подумаем, а что хотел сказать нам Некрасов:
""
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
— Здорово, парнище!— «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?— «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— Так вон оно что! А как звать тебя?— «Власом».
— А кой тебе годик?— «Шестой миновал…
Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто все это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..
""
Итак, давайте проведём небольшой филологический анализ этого стихотворения с несколько необычной точки зрения. Начинается оно с такой фразы: "Однажды, в студеную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз." Это сразу же вызывает удивление. Стоит студёная пора, то есть держится холодная погода на протяжении достаточно длительного времени, при этом ещё и сильный мороз. Сразу возникает вопрос, а от имени кого, собственно, идёт повествование? Потому что непонятно, что делает этот человек в сильный мороз в лесу. Сразу закрадывается подозрение, потому что, известно ведь, кто в старину выходил из леса на большую дорогу.
Читаем дальше: "Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз." Ага, заприметил добычу, решил на халяву разжиться дровами.
Когда сани поравнялись, этот подозрительный тип заводит такой разговор: "Откуда дровишки?". Извините меня, вообще, что это за разговоры? Дело происходит в лесу, а он спрашивает откуда дрова. Это только ещё больше усиливает подозрение. Нормальный человек так разговаривать бы не стал.
Далее: "Из лесу, вестимо; Отец, слышишь, рубит, а я отвожу". Мальчишка, видимо, догадался, что перед ним человек с не совсем добрыми намерениями, и предупредил его, что тут недалеко его родитель, вооружённый холодным оружием - топором, и если что - он мигом прибежит. Короче говоря, этот тип понял, что лучше не связываться и отстал.
------
А теперь давайте уже серьёзно поговорим. Как современный взрослый человек отреагирует, прочитав это стихотворение? Наверняка современный человек скажет: "Безобразие! Детей закабалили!" Но ведь, очевидно что вряд-ли Некрасов в этом стихотворении собирался поднять тему рабского детского труда. Он тут хотел нам сказать что-то другое. А что?
Скажите, вы когда-нибудь слышали о проблеме трудных подростков в патриархально устроенной деревне в старину? Я - нет. Мне кажется, такой проблемы просто не существовало. Потому что у крестьянских детей не возникало разрыва между их физическим и умственным развитием. И Некрасов в этом стихотворении как раз и показывает, что этот почти семилетний Влас в трудовой сфере знал и умел уже почти всё, что знали и умели взрослые, и поэтому он мог и работал вместе со взрослыми, учитывая конечно уровень развития его физических возможностей (сил).
Но сейчас жизнь в современном обществе усложнилась в стократ по сравнению с патриархальной общиной, сейчас чтобы включиться во взрослую жизнь надо очень много изучить и получить различный опыт. Сейчас люди включаются во взрослую жизнь (становятся взрослыми) только в 23-24 года. Отсюда и муки тех, кто ещё не достиг этого возраста от невозможности по-нормальному что-либо делать. Силы и желание есть, а возможности - нет. Отсюда и трудные подростки.
3