Почему Фредди Меркьюри мог не выступить на знаменитом фестивале «Live Aid»? Что чувствовали музыканты, когда выступали в тот вечер? Об этом, а также многом другом в нашей новой подборке воспоминаний о легендарном вокалисте Queen.
Величайший шоумен
Рассказывает гитарист Queen Брайан Мэй: «У нас действительно было много хороших выступлений, которыми мы гордимся. Без сомнения, одним из самых значительных из них был "Live Aid" на нашем родном "Уэмбли". Тогда все были здесь: Пол Маккартни, Дэвид Боуи, Элтон, U2, The Who и другие…это было действительно невероятное шоу по своей цели и размаху.
После шоу многие люди подходили к нам и говорили, что мы были лучшими здесь. Возможно, это потому, что у нас было неоспоримое преимущество в лице Фредди. Его умение общаться с аудиторией не знало себе равных. Я думаю, вас удивит, что все эти перемещения не были запланированы. Это всегда зависело от Фредди, хотел ли он сделать это или нет. Тогда он просто был уверен, что настал самый подходящий момент.
Я никогда не видел никого, кто так умело находил общий язык с публикой, с каждым, кто был в зале. Стоило ему сказать «Эй-йоу», как они мгновенно реагировали, делали все, что он говорил; они были единым целым. Помню, как я посмотрел на Роджера и подумал: «Это, кажется, сработало!»
Но мы понятия не имели, что так хорошо выступили, что были лучшими в тот вечер. Обычно ты выходишь из подобных ситуаций с огромным чувством возбуждения, но ты также вдруг осознаешь: «О боже, я не сделал то-то и то-то. Я бы хотел, чтобы все было не так».
«В тот вечер все действительно было по-другому, потому что это была не аудитория Queen. Все билеты на "Live Aid" были проданы до того, как нас упомянули в афише, но они все равно так тепло отреагировали на нас. Грандиозность их порывов поразила меня: «"Radio Ga Ga"», хлоп, хлоп. От этой невероятной энергии, общего единения у меня по спине побежали мурашки…»
Британский журналист Пол Гамбаччини, в то время работавший на ВВС, вспоминает: «Я поехал на "Уэмбли", чтобы взять интервью для телевидения и радио у артистов за кулисами. Фредди не стал давать интервью в тот день, потому что у него были проблемы с горлом. Его врач посоветовал ему не участвовать в шоу, но он, конечно же, был полон решимости сделать это. Он хотел сделать это, хотя знал, что идет на риск из-за своего голоса. Это короткое выступление могло привести к долгосрочным последствиям для его горла в будущем. Но у него уже была цель показать всему миру, на что способны Queen. Непостижимым образом Фредди не только смог справиться со своими проблемами, но он использовал стадион "Уэмбли" как средство проявить свои таланты величайшего шоумена планеты. Он мастерски управлял 70 000 человек, и именно он вернул Queen в кипящее русло современной индустрии. Можно сказать, он спас их от возможного забвения в будущем. Теперь они были полностью в духе времени».
Любимые песни Фредди
Конечно, Фредди Меркьюри не только выступал, но и писал музыку. О том, как фронтмен Queen создавал свои бессмертные творения, рассказывает Брайан Мэй: «Фредди писал быстро. В основном он дома обдумывал свои идеи и возвращался в студию с материалами, написанными на небольших листах, вырванных из записной книжки. Иногда ему действительно требовалось время на разработку идей».
Гитарист также поделился, какие песни своего коллеги он считает своими любимыми: «Одна из последних написанных им песен, которая называется "A Winter's Tale". Он написал её, любуясь на швейцарские горы и Женевское озеро. Очевидно, он слышал эту мелодию у себя в голове, хотя у него не было тогда под рукой никаких музыкальных инструментов. Но он сохранил это до прихода в студию.
Я помню, как он вошел к нам и сказал: «У меня есть идея…просто дайте мне несколько минут». Затем он так легко воплотил это в жизнь. Это действительно прекрасный трек».
Еще одна любимая мной песня Фредди – это "The Miracle", в которой чувствуется невероятная легкость. Когда вы слушаете это, вас охватывает радость и чувство надежды на лучшие времена в настоящем и будущем. Ваша грусть уходит, и вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Это настоящее чудо».
«Самой любимой песней Фредди для исполнения я до сих пор считаю "We Are the Champions". Я не знаю, сколько раз я её исполнял, но она всегда так хорошо подзаряжает меня и пробуждает во мне что-то новое. Вместе с ней я как бы оживаю заново. Возможно, это благодаря участию зрителей, которые главные в этот момент. Кроме того, это одна из тех песен, которые будут звучать хорошо, даже если подует ветер и испортит все ваше оборудование. Это всегда будет так».
Он пел, пока мог
В последние годы своей жизни музыкант боролся с опасными последствиями ВИЧ-инфекции. Конечно, он не мог быть таким активным, как раньше. Но все очевидцы тех событий подтверждают, что фронтмен Queen продолжал петь, пока только у него были силы. Анита Добсон, британская актриса и в то время подруга Брайана Мэя, хорошо знавшая Фредди, вспоминает: «Он говорил мне тогда: "Дорогая, когда я не смогу петь, я умру". Когда он почувствовал, что спел все, что только мог, он был готов уйти. Теперь он уже мог умереть».
Член семьи
За долгие годы совместной работы между участниками Queen сложились крепкие профессиональные и дружеские отношения. Брайан Мэй рассказывает: «Фредди – это как член моей семьи…его невозможно потерять, и вы всегда думаете о нем. Мы были вместе очень долго и стали настоящей семьей…это настоящая творческая среда, в которой создается очень тесный контакт. Я не думаю, что слава как-то изменила наши отношения друг с другом. Тем не менее за долгие годы здесь мы научились распознавать хороших и плохих людей, понимать, что действительно думают другие. Иногда мы поступали не совсем правильно, я думаю, Роджер чувствует то же самое.
Мы всегда думаем: «Что сказал бы Фредди в этот момент?» Конечно, он был и остается частью нашего творческого процесса, и он до сих пор влияет на то, что мы делаем сейчас. Мы вместе стали теми, кто мы есть».
Его песни стали частью наследия людей
«Я не думаю, что Фредди когда-либо задумывался о будущем своей музыки, - говорит экс-помощник певца Питер Фристоун. – Когда он писал песню, он не думал о её долголетии, он просто надеялся, что она понравится поклонникам. Но уже при его жизни многие песни Queen стали частью жизни людей. Сейчас ко мне часто подходят люди из разных стран и говорят, что очень удивлены, что музыке Queen 40-45 лет. Они открыли их творчество совсем недавно и считают, что оно звучит очень современно. Я думаю, что Фредди, услышав это, был бы очень счастлив».
О творческих мечтах
Питер Фристоун: «Фредди часто говорил, что хотел бы написать довольно много песен. Он вдохновлялся композициями, написанными в 40-60-х годах. Он также очень любил старые голливудские мюзиклы и часто пел такие песни дома, когда Майк Моран играл их на фортепиано. Тогда он пел вместе с Питером Стрейкером, у которого, по его мнению, был уникальный голос. Песни в подобных стилях он бы и хотел написать, я думаю. Не забывайте также, что он исполнил "The Great Pretender", которая могла бы стать первой песней из альбома каверов, если бы он не занялся созданием альбома "Barcelona"».
О сценических изменениях
Питер Фристоун: «Изменил бы Фредди свое сценическое исполнение, если бы он был жив сегодня? Трудно ответить точно, но я не думаю, что он бы выступал, когда ему было бы 60-70 лет. Он всегда говорил что-то вроде: «О, динозавры снова вышли», когда старые группы начинали гастролировать. Если вы посмотрите на его стиль исполнения на протяжении многих лет, вы увидите, что его шоу становились лучше и сильнее с годами. Он создавал спектакль в соответствии с местом проведения. В первые дни он выступал в куртке с лисьим мехом, приталенных брюках и с лаком на ногтях. Тогда он руководствовался правилом: если площадка, на которой им предстояло играть, была маленькая, они выступали в белом, если большая – в черном. Но это не имело ничего общего с тем, как он одевался вне сцены.
Этот стиль совершенствовался со временем; с годами Queen стали выступать в той одежде, в которой они чувствовали себя по-настоящему комфортно».
Почему Фредди был источником власти над аудиторией
Питер Фристоун: «Я действительно не знаю, как ответить на этот вопрос. У некоторых людей есть этот дар, у других – нет. У Фредди было нечто необычное, почти волшебное, то, что исходило от него, когда он был на сцене. Тогда адреналин переполнял его, и он заставлял аудиторию отвечать ему. Не имело значения, устал ли он; когда он слышал рёв толпы, он сразу же оживал. Если аудитория аплодировала ему, он преумножал то, что должен был им дать».