Найти в Дзене

Апостол пагубной метафизики: Кафка и сумерки арт-хроники

Алексей Мокроусов Автор текста
В Еврейском музее в Москве завершается выставка «Процесс. Франц Кафка и искусство ХХ века». Она многое бы выиграла, если б называлась «Кафка и искусство СССР». Кафка – наше все. И дело не только в хрестоматийном афоризме художника Вагрича Бахчаняна «Мы рождены, чтобы Кафку сделать былью», обыгрывающем знаменитую песню советской поры. Кафка – символ 60-х, когда в СССР впервые издали его сборник, и одновременно перестройки – фильм Алексея Балабанова «Замок» не стал знаменем новых времен, но шума наделал. В этом фильме снимался Виктор Сухоруков. Сейчас проза Кафки в его исполнении звучит в записи на выставке, открытой в Еврейском музее в Москве. Из названия выставки - «Процесс. Франц Кафка и искусство ХХ века», - понятно, что она совершенно не литературная. Хотя цитат разного рода много, один из восьми разделов назван «Превращение», как и самая знаменитая новелла писателя, а еще один – «В окрестностях замка», отсылка к роману, в центре внимания не слово, а

Алексей Мокроусов Автор текста

В Еврейском музее в Москве завершается выставка «Процесс. Франц Кафка и искусство ХХ века». Она многое бы выиграла, если б называлась «Кафка и искусство СССР».

Кафка – наше все. И дело не только в хрестоматийном афоризме художника Вагрича Бахчаняна «Мы рождены, чтобы Кафку сделать былью», обыгрывающем знаменитую песню советской поры. Кафка – символ 60-х, когда в СССР впервые издали его сборник, и одновременно перестройки – фильм Алексея Балабанова «Замок» не стал знаменем новых времен, но шума наделал.

В этом фильме снимался Виктор Сухоруков. Сейчас проза Кафки в его исполнении звучит в записи на выставке, открытой в Еврейском музее в Москве.

Из названия выставки - «Процесс. Франц Кафка и искусство ХХ века», - понятно, что она совершенно не литературная. Хотя цитат разного рода много, один из восьми разделов назван «Превращение», как и самая знаменитая новелла писателя, а еще один – «В окрестностях замка», отсылка к роману, в центре внимания не слово, а изображение. Из множества музеев и частных собраний отобрали около сотни работ, в том числе Казимира Малевича, Бориса Свешникова, Владимира Янкилевского, Льва Рубинштейна и Дмитрия Александровича Пригова. Есть и зарубежная часть, по именам она звучит громко - Эгон Шиле, Георг Грос, Макс Бекман, Хаим Сутин, Джорджо Моранди, - на деле работ немного, они выбирались в режиме минимальных возможностей; реальность санкций сказывается теперь и на выставках.

Соединить столь разные имена – сложная задача. Цементирует ли их заглавный герой? Получилась выставка-метафора: иллюстраций к произведениям нет, хотя их даже в советские времена создавали множество, зато кафкианскую атмосферу создает все –и выбор работ, и полумрак, и тесные проходы.

Кафкианский апофеоз абсурда для многих был прямым родственником абсурда социалистического. Тонкой и точной метафорой этого родства стала ведущая в никуда «Красная дверь» Михаила Рогинского (ГТГ), ее ни открыть, ни закрыть, но ручка призывает: хотя бы дотронься!

Далее здесь