Избыточное выделение слюны или неуправляемое слюнотечение - естественный процесс в раннем детстве, вызванный прорезыванием зубов, что приводит к увеличенной продукции слюны.
Однако после этого периода слюнотечение может стать как социальной, так и развивающейся проблемой. Для эффективного подхода к устранению слюнотечения важно учесть множество факторов, таких как познавательные способности ребенка, уровень его понимания, состояние зубов, тонус мышц губ, языка и челюстей, а также чувствительность ротовой полости.
Некоторые из важных вопросов для рассмотрения включают в себя:
- Медицинские проблемы: проверка миндалин, аденоидов, носовых пазух и слюнных желез.
- Дыхание ртом: изучение возможных проблем с носовыми пазухами, зубами или аллергиями, которые могут способствовать дыханию через рот.
- Отвлекаемость: оценка воздействия факторов, которые могут затруднить внимание к накоплению слюны.
- Сенсорные проблемы: выявление возможных проблем с восприятием информации через органы чувств.
Дополнительно стоит обратить внимание на осанку, обычную позу и тонус мышц губ, челюстей и языка, так как они могут влиять на поток слюны. Работа с специалистами, такими как логопеды, эрготерапевты и лечебные физкультурные специалисты, может быть необходимой для разработки подходящих стратегий.
Важно осознать, что управление слюнотечением возможно, и определенные шаги, такие как различение между "мокрым" и "сухим", могут способствовать улучшению контроля и понимания этого процесса.
Активно вовлекайте ребенка в физические упражнения, чтобы он мог фактически почувствовать, что значит быть мокрым или сухим.
Как только ребенок, даже не умеющий говорить, осознает значения этих понятий, предлагается использовать картинки "мокрый" и "сухой". Подготовьте такие картинки, нарисованные или взятые из коммуникационного устройства, и обеспечьте их защиту от влаги, например, ламинированием.
После уточнения понятий "мокрый" и "сухой", начните работу с подбородком. Задавайте вопросы, например: "Твой подбородок мокрый?" и указывайте на него, а не на рот, так как слюна стекает изо рта вниз по подбородку. Ребенку предлагается показать соответствующую картинку, и в случае мокрого подбородка предоставляется полотенце для вытирания. Следующим шагом является вопрос: "Твой подбородок мокрый или сухой?", с последующим повторением процесса. Используйте зеркало для визуальной обратной связи.
Следует проявлять терпение, помня, что для ребенка нормально ощущать подбородок мокрым.
Когда ребенок начинает последовательно правильно отвечать, переходите к обучению навыку сглатывания слюны. Позволяйте ребенку почувствовать ощущения при глотании схожими с вашими, используя холодную жидкость для усиления распознавания ощущений. Используйте часто слово "сглотни", чтобы закрепить его.
Визуальные сигналы можно использовать для напоминания ребенку о необходимости сглатывать слюну, избегая постоянных повторений. Например, манипуляции с носом могут стать эффективным сигналом для сглатывания.
После понимания ребенком процесса сглатывания, предложите ему выпить небольшой глоток воды, используя визуальные или тактильные подсказки. Затем нацеливайтесь на сухое глотание без воды, чтобы ребенок научился сглатывать без необходимости питья. Это упражнение обучает ребенка контролировать свое глотание для того, чтобы сглатывать слюну, когда это необходимо. Возвращайтесь к влажным и сухим глоткам, продвигаясь дальше.
Для того чтобы вернуть вытекающую слюну обратно в рот, используйте движения, подобные сосанию. Ребенку предлагается почувствовать эти движения, используя соломинку для питья.
Могут потребоваться дополнительные упражнения для работы с ощущениями челюстей и контролем силы их сжатия, например, работа с жевательными мышцами. Постепенное введение этих методик может занять несколько месяцев, поэтому важно быть терпеливым и использовать положительное подкрепление для поощрения прогресса.