Причина фиаско: 85-летний режиссер так и не разобрался в женщинах
Байопик «Наполеон» (Napoleon) Ридли Скотта (Ridley Scott) продавался зрителю как история великого завоевателя через призму любовной страсти венценосной пары — завоевателя и его Жозефины. Режиссер, специализировавшийся на космических тварях вселенского масштаба, поскользнулся на гендерных отношениях — области, где лучше именитого британца выступил бы заурядный психолог. Вывод: глупо играть 130 миллионами долларов на чужом поле. А именно столько составил бюджет байопика со средним рейтингом imdb 6 из 10.
Визуализируем: вы — светская дама 40+, у вас двое детей, муж-чиновник потратил все заработанное на любовниц и тусовки... Мужа расстреляли, любовник то ли любит – то ли нет, а еще вас лично доедают волки с оскалом НКВД (в случае Жозефины — Максимильена Робеспьера, с него все начинается в фильме Скотта), вас посадили в условное Лефортово, пока вы не сознаетесь, куда бывший муж потратил вашу общую собственность, так и не поставив вас в известность…
Страшно? 32-летняя Жозефина (Ванесса Кирби), казалось бы, должна была вся состоять из страхов. И хотя на роду ей были написаны те, кто сегодня называется «альфа-мужчинами» (первый муж был сыном губернатора родного острова Мартиники, любовник Поль Баррас — одним из правителей революционной Франции, ну и сам Бонапарт — в последствии ставший императором Наполеоном I), ни одного из своих «альф» Жозефина удержать не смогла.
Обоюдно выгодные отношения
Окружающий мир не был добр к ней. Казненный муж и «куча любовниц, которые смотрели на его казнь», разорение, работавшая как печатный станок гильотина революции не прибавляли уверенности в завтрашнем дне. От гильотины ее спасла случайность, главный тюремщик за секс отпустил ее домой к детям… Нетрудно догадаться, когда она повстречала амбициозного 26-летнего дивизионного генерала Бонапарта (Хоакин Феникс), предложившего ей в своем лице защиту, опору и каменную стену, ей руководила выгода, стремление сохранить детей и сохраниться самой.
На воинственного корсиканца потомственная аристократка Мари Жозефа де Богарне смотрела скорее всего как москвичка из района Хамовники сегодня смотрела бы на заезжего эскимоса… Она учила его говорить без акцента, пользоваться вилкой и ножом и не вести себя как «животное». Именно эта яркая аллегория многократно повторяется в диалогах Жозефины Бонапарт с новым супругом в фильме Ридли Скотта, но не получает расшифровки, какое именно поведение супруга за этой аллегорией стоит. Жаль.
Бонапарт был для высшего общества Франции необычным явлением. Он был и недосоциален, и самоуверен одновременно. Знатность и чин давали ему вход в правящее сословие XIX века. Женившись на богемной виконтессе, наш «эксимос» не просто поднялся на социальном лифте, он офранцузил свою фамилию путем опущения в ней буквы «у» (итальянская фамилия «Буонапарте» (Buonaparte) стала французской «Бонапарт» (Bonaparte)), как бы присягнув на верность Франции. И получил чин от Поля Барраса, бывшего любовника Жозефины, присутствовавшего на бракосочетании, должность командующего одним из подразделений армии Французской Республики. Опоздав на венчание на два часа, Наполеон дал понять будущей супруге, что для него есть вещи поважнее ее, и Жозефина с этим хамством согласилась.
Жозефина-женщина — Жозефина-жертва
Буквально в первых сценах Ридли Скотт представляет будущую первую леди Франции распущенной блудницей, девальвируя ее с каждой сценой (понятно, почему французы ругаются). Сидя за столом с будущим мужем, мадам Богарне задирает платье и предлагает на обозрение женские органы и бедра в подвязках. Вместо магии чувств зрителю предлагают механизм похоти, но не объясняют, почему Бонапарт, способный в ранге военного чина без труда получить на часок любую женщину, был очарован именно виконтессой Богарне.
Историки говорят, что на церемонии бракосочетания жених казался искренне разочарованным бедностью невесты. Правда, режиссер Скотт для красоты картинки в фильме этот реалистичный нюанс снова опустил. С каких же пор финансовый вопрос в отношениях перестал был важным? Если сегодня, 200 лет спустя, вопрос «кто за кого платит» является основополагающим?
В фильме ясно показано, что будущих супругов разных по происхождению, разных социально, разных ментально, не объединял даже секс. Те полторы минуты славы сзади в одежде, что показывает зрителю взрослый британец Скотт, не заинтересуют даже органы Роскомнадзора. А оскароносный режиссер в «Наполеоне» надеялся показать магию, но сам не понял ее происхождения и не раскрыл ее зрителю.
Естественный вывод: супругов связывали взаимная выгода и взаимная симпатия равно договорённости. Жозефина-женщина предпочла проявить свою лояльность, жертвенность, закрыв на многое глаза (ну как всегда — просто чтоб не спорить), что в обществе XIX и XX веков было принято считать «женской мудростью», а в обществе современном называют созависимостью и… главной убийцей страсти в отношениях. А зацикленный на идее завоевать весь мир интроверт-одиночка Наполеон имел не так много близких в принципе, и вполне мог по-человечески втянуться в отношения со зрелой и все принимающей супругой.
Как императрица стала стелькой в тапке
С высокой вероятностью генезис чувств между Наполеоном и Жозефиной заключался в парадоксе страсти, которую пара испытывала в течение восемнадцати лет, и главную роль в этом сыграли именно события. Если поначалу эмоциональная свобода Жозефины заводила Наполеона — завоевателя по природе, заставляла его добиваться расположения собственной жены даже в браке, душила ревностью, то с момента его восхождения на Олимп все поменялось.
Пока Жозефина не знала, что будущий муж — не больше-не меньше, а будущий император Франции, она жила своей жизнью. Позволяла себе романы, смотрела в будущее с надеждой и была, как это тогда называлось, на коне. Восхождение Наполеона по социальной лестнице сделало из бывшей виконтессы подчиненную мужу женщину. Теперь уже она угадывала его настроения, по-настоящему боялась потерять мужа, а равно и собственное положение в обществе. Она прогнулась и под его измены, и под свои страхи. И в стремлении сохранить положение доказывала ему свою нужность.
И если Жозефину-аристократку Наполеон в обществе вознес до небес, то Жозефину-женщину Бонапарт «пережевал и выплюнул». Боль от измен, 22 известных историкам официальных любовницы Наполеона, не считая полевых увлечений, внебрачные дети, отсутствие у Жозефины возможности родить мужу наследника ввиду приобретенных за долгую жизнь половых инфекций, заставляли ее с каждой новой победой супруга все больше опасаться за свои позиции.
Очень жаль, что за кадром фильма осталась и полигамия обоих супругов в браке. Совместимость супружеских измен в одной постели — мировая тема, заслуживающая не одного Оскара. И покажи Ридли Скотт на примере венценосной пары, как они с этим справлялись, успех был бы гарантирован. Как полигамные супруги относились к романам друг друга на стороне? Насколько распущены была французская элита? В фильме — Наполеон то ревнует, то безразличен к романам Жозефины. Если эмоциональная связь между императором и бывшей императрицей так сильна, как это описано в «украденных камердинером письмах», то почему они не были вместе в изгнании?
Не показано в фильме, как Жозефина продавливала мужа на коротких дистанциях, назначая на высокие должности детей и друзей. Бонапарт не был бумажным тигром ни в личных отношениях, ни на поле боя, и все что было отвоевано Жозефиной — досталось ей не просто так.
Чтобы по-настоящему раскрыть динамику отношений в паре, имело смысл показать личность Жозефины. Все кроме следствия — многократных слез Кирби — остается за кадром. Кстати, на роль Жозефины-жертвы указывает еще одно обстоятельство — виконтесса де Богарне была конченой шопоголичкой. После шести лет брака с виконтом, закончившихся разводом, Жозефина три года подряд безудержно тратила остатки денег в лавках и салонах Парижа, затыкая дыры в душе модными тряпками. Деньги закончились, виконтесса столкнулась с реальностью и поехала жить в родительский дом в Мартинике. А Жозефина-императрица тратила на свои наряды по 3 млн франков в год (для сравнения, поместье Мальмезон стоило всего 250 тыс. франков).
Тут возникает вопрос: неужели Ридли Скотт, 85-летний белый мужчина британского происхождения, все так же не видит личности в женщине, как это было принято полвека назад? В фильме это выглядит именно так. Ох, мистер Скотт, так уже не носят.
Довольно блекло показана в фильме и личность самого Наполеона. Бонапарт в исполнении блистательного, разнопланового Хоакина Феникса явно способен на более яркие поступки, чем секс с женой под столом в присутствии прислуги. В целом Фениксу все же удалось создать образ вояки, до сумасшествия одержимого идеей покорения мира, но проявить личность в поступках сценарист (Дэвид Скарпа — «Все деньги мира», «Человек в высоком замке», «День, когда Земля остановилась») ему возможности не дал. Бонапарт шел за своей звездой победителя, как и за Жозефиной, и будущего мирового лидера мало интересовали подробности в виде двоих детей или возраста супруги. И показать страсть такого мужчины — идея не просто хорошая, она актуальная! Миллионы амбициозных женщин, развивающих себя в стремлении найти достойного мужа, с удовольствием посмотрят ответ на вопрос: какая же была та самая Жозефина, удерживавшая внимание будущего, действующего и бывшего императора на протяжении всей его жизни? К сожалению, женские потребности так и остались для Ридли загадками.
Русский изюм французских булок
Но не все так плохо в киноновелле. И если с личностями у именитого режиссера сложилось не очень, то фильм явно выигрывает в исторической перспективе. Революционность нового «Наполеона» безусловно в показе русского следа в европейской исторической драме, да и еще на пороге 2024 года.
Прожив жизнь жертвы, Жозефина заканчивает как жертва: покинутая мужем, любовниками, светской тусовкой одинокая женщина стареет в Мальмезоне. Последним аккордом женской страсти становится связь с русским царем Александром I, который младше Жозефины на 14 лет и по красоте физической, обаянию интеллекта и тонкости эмоций превосходит всех мужчин в фильме Скотта. Заходя в спальню бывшей жены, Александр наносит Наполеону-противнику сокрушительный удар в самое сердце. (Александра играет молодой француз 1999 года рождения Эдуард Филиппонна (Edouard Philipponnat)).
«Я знаю, каково быть недооцененным. Ваши глаза, обаяние и ваш дух еще здесь, они ваши, пользуйтесь ими», — великолепный Александр манипулирует чувством покинутости Жозефины, галантно увлекая в вихрь танца. Ему мало было победить Наполеона на русской земле, добиться его низвержения с поста императора, царю Александру важно уничтожить Наполеона как личность.
Как говорится в народе, «бывшее чужим не бывает»: Наполеон, узнав из газет, что русский император поимел его через его же женщину, испытывает такую эмоциональную боль, что покидает Эльбу, собирает армию и идет в наступление на Париж и… бежит к Жозефине.
Понимала ли пятидесятилетняя Жозефина, что является разменной монетой в мужской игре? (Может быть ее недалекость, или, скажем моднее, непатриотичность, и сделало ее объектом презрения британского режиссера Ридли Скотта? Кто бы об этом каналу SHOT TV рассказал!..)
Как говорят историки, связь с русским царем Александром стоила Жозефине жизни. В мае 1814 года, спустя пять дней после совместных «ночных прогулок», экс-императрица Франции скончалась от пневмонии, а русский царь с коалиционными войсками правил бал в Париже, руководил Венским конгрессом и Священным союзом 1814-1815 годов, низвергшими Наполеона без возможности восстановления.
Ненависть Александра к Бонапарту была настолько сильна, что сразу же после смерти Жозефины русский царь купит у ее сына картины Рембрадта и других художников Кассельского собрания бывшей французской четы и украсит ими стены своего Зимнего Дворца. Шах и мат.
Баттл двух императоров
Вообще русский след не оставлял Наполеона всю жизнь. В 16 лет молодой корсиканец пытался попасть на хорошо оплачиваемую службу в Российскую армию, когда наши воевали с турками, однако, будучи самоуверенным южным парнем, не согласился с предложенным чином.
В 1805-м, проиграв Наполеону под Аустерлицем, несмотря на превосходство армии в 14 тысяч человек, Александр был выставлен на посмешище в глазах всей Европы. Наполеон хитростью заманил русскую армию в ловушку. Победа в Аустерлице — одна из центральных батальных сцен у Скотта, где русские вынуждены отступать по трескающемуся льду зимнего озера. Александр, будучи на 8 лет моложе Бонапарта, недооценил будущего императора, но взял реванш в 1812-м на русской территории, где в свою очередь Наполеон недооценил хитрость русского царя. Примечательно, что некоторые батальные сцены у Скотта проигрывают впечатляющим кадрам шедшего в эфире SHOT TV сериала производства ВВС «Война и мир» (War & Peace) с Лили Джеймс (Lily James) в главной роли. А для тех зрителей, кому трехчасового «Наполеона» показалось мало, есть хорошие новости — Ридли Скотт пообещал после показа в кинотеатрах выпустить на Apple TV+ режиссерскую версию фильма длиной в 4,5 часа.
Наполеон (Napoleon) 18+
США. 2023 год. Биография, историческая драма. 158 минут.
Режиссер
Ридли Скотт (Ridley Scott)
Автор сценария
Дэвид Скарпа (David Scarpa)
В ролях:
Хоакин Феникс (Joaquin Phoenix), Ванесса Кирби (Vanessa Kirby), Тахар Рахим (Tahar Rahim), Руперт Эверетт (Rupert Everett), Марк Боннар (Mark Bonnar), Пол Рис (Paul Rhys), Бен Майлз (Ben Miles), Риана Дьюс (Riana Duce), Людивин Санье (Ludivine Sagnier), Эдуар Филиппонна (Edouard Philipponnat) и др.
Награды:
На счету фильма — 21 номинация различных международных кинофестивалей, но пока ни одной победы.
Изображение обложки создано при помощи сервиса dezgo.com на основе нейросети Stable Diffusion