В далеком, но при этом таком близком, если не сказать родном, Эквадоре неспокойно. Бандиты захватили телестудию, а перед этим в нескольких местных тюрьмах вспыхнули мятежи, во время которых одни заключенные бросились вешать своих надсмотрщиков, а те, что поумнее просто сбежали, как например два босса местной мафии Los Choneros. И все это, как-то неожиданно совпало с предложением Госдепа США поменять российское вооружение эквадорской армии на американское!
А ведь Эквадор близок нам не только телевизионной картинкой на расстоянии вытянутой руки, но и бананами на прилавках наших магазинов шаговой доступности. Что будет с ними? Не подорожает ли шоколад из-за недополученных эквадорских какао-бобов? Опять же оттуда везут крупные и вкусные креветки к пиву и прочие полезные ископаемые, включая нефть. Куда же без нее.
И почему-то одним Эквадором дело не ограничилось. В Папуа-Новая Гвинея тоже беспорядки, погибли 16 человек, местный президент Джеймс Марапе, вслед за своим эквадорским коллегой Даниэлем Нобоа, объявил в стране чрезвычайное положение. А в Оманском заливе никто ничего заранее не объявлял, просто иранцы взяли и захватили американский танкер St Nikolas с нефтью. Танкер бывший иранский, конфискованный американцами ранее, хотя и плавающий под флагом Маршалловых островов. Все смешалось, ничего не понятно, такое ощущение, что весь Глобальный Юг кипит, как разум возмущенный.
Политолог, профессор, декан факультета социальных наук Финансового университета Александр Шатилов считает, что когда идет борьба за геополитическую многополярность, в схватке великих держав задействованы также их союзники с партнерами:
- А с другой стороны это позволяет некоторым несистемным силам также проявлять активность. Ведь внимание от них отвлечено - от тех же самых наркокартелей - более серьезными задачами. На них меньше обращают внимание и у них появляются возможности для демонстрации силы, как мы видим в Эквадоре. Но не только там, не так давно в соседних Колумбии и Перу произошли вылазки экипированных и подготовленных боевиков местной наркомафии. В Мексике тоже целый ряд районов находится под властью картелей.
«СП»: Когда в мире начинается разогрев ситуации, это касается не только ведущих игроков, но и другие пытаются воспользоваться моментом, чтобы улучшить свое положение?
- Да, в мире есть тяжеловесы типа США, Китая, Европы и России, но есть и другие заинтересованные стороны, действующие на своем региональном уровне. Например, Венесуэла намерена вернуть себе спорные с Гайаной нефтеносные территории.