13 февраля 1881г. около полудня к военному Николаевскому госпиталю в Петербурге подъехала карета. В ней привезли пациента, которого, по правилам, лечить здесь было нельзя — он не был военным. Однако благодаря неравнодушным к его судьбе, и придуманному хитрому плану, известный композитор Модест Мусоргский под видом вольнонаёмного денщика занял отдельную палату в дальнем крыле госпиталя.
К своим 42 годам он — бездомный, без копейки за душой. А состояние здоровья и вовсе было критично: композитор еле стоял на ногах. А по сему персоналу и посетителям строго на строго запретили приносить Мусоргскому спиртное.
Вскоре Модесту Петровичу стало лучше. Прямо в больничной палате он вновь взялся за написание музыки.
Моденьку часто навещали друзья. Среди них известный художник — Илья Репин. Прямо там, в больнице, он написал честный портрет композитора.
Репин не раз задавался вопросом: как этот человек с прекрасными манерами, офицер, потомок древнейшего княжеского рода постоянно оказывался в дешёвых грязных трактирах? И почему его тянуло туда?
Первой учительницей музыки стала для Моди его мама. Ещё не зная нот, мальчик потянулся к роялю, чтобы воспроизвести песни и сказки своей нянюшки. Возможно, ребенка влекла мелодика, а может, голос крови? Ведь когда-то его дед по отцовской линии совершил мезальянс. Женился на крепостной крестьянке. Позднее Модест, отвечая на вопрос, отчего его так привлекают сцены из народной жизни, отшучивался — это все бабка виновата!
Это увлечение «народностью» очень тяготило мать Мусоргского, Юлию Ивановну, урожденную Чирикову. Она вместе с мужем Петром Алексеевичем ничего не жалели для своих обожаемых сыновей, старшего Филарета и младшего Модеста. Все должно было быть как подобает отпрыскам знатного рода! Поэтому и отправились они из родовой усадьбы в Псковской губернии в Петербург. Там Моденька поступил в школу гвардейских подпрапорщиков, но и занятий музыкой не бросил. Брал уроки у самого Антона Герке.
Конечно же, без Мусоргского не обходился ни один кутёж сослуживцев. Одна такая пирушка привлекла Модеста в дом 26 на улице Моховой. Так он обзавелся новым другом, Владимиром Стасовым, и вошёл в кружок, где музыка — не забава, а поиск новых смыслов.
В это время в Петербурге русская музыка была не в моде. К примеру, оперы Глинки ставились редко, да и исполнялись плохо. Но затронутая ими самобытность нашла отклик в сердцах у талантливой молодежи. Под управлением блистательного самоучки Милия Алексеевича Балакирева появился кружок композиторов - новаторов, где стали создавать музыку, вдохновенную русскими мотивами и историей.
Эта идея завладела Мусоргским. От решения бросить службу в элитном полку отговаривали все, ведь его товарищи по «могучей кучке» в основном совмещали творчество с основной профессией. Но, увы..
В отставке У Модеста появилось больше времени на сочинения, но теперь стало не хватать денег. После смерти отца, матушке стало не по силам оплачивать счета сына. Тогда, ради заработка, Модест отправился на службу рядовым чиновником.
Служба «душила» Модеста. И когда казалось, что хуже уже не будет, случилось настоящее горе — умерла мать, Юлия Ивановна, к которой Модест был очень привязан и считал святой женщиной.
Вскоре юноша из хорошей семьи попал в плохую компанию. Модест снимал квартиру у Кокушкина моста и делил жилье с пятью «приятелями». В то время это был один из неприглядных районов города. Рядом Сенная площадь. А там много шума и трактиров.
Из этой обстановки, в ужасном состоянии, буквально с боем, вырвал Модеста старший брат Филарет. Тоска на время отступила, а потом все повторилось заново, ведь духовной близости между братьями не было. Один был занят искусством, другой своей семьёй. У Филарета — жена и дети, Модест — хоть и обожал женщин, считал себя убежденным холостяком.
В 1869г. Мусоргский завершил работу над оперой «Борис Годунов». Однако вокруг произведения не прекращали кипеть страсти. Автору раз за разом пришлось переписывать пьесу, а все для того, чтобы она стала ближе к зрителю. Речитативы и напевы резали слух поклонникам чистой музыкальной красоты. Скорее всего, пьеса так бы и не увидела сцены Императорского театра, если бы не настойчивость актрисы, Юлии Платоновой. Почитательница таланта Модеста Петровича отказалась продлевать контракт, если «Бориса Годунова» не дадут ей в бенефис.
В январе 1874г. Модест Петрович одновременно испытал разочарование, восторг и триумф! Его более 20 раз вызывали на бис. А вот к солистке (ещё в антракте) подошёл младший брат императора, в. к. Константин Николаевич. Услышав, что ей действительно нравится такая музыка, он пришел в ярость и закричал: «Это позор на всю страну, а не опера!»
Через день на Мусоргского обрушилась музыкальная критика. Резкие высказывания прозвучали и от участников «могучей кучки», тогда как на «неспециалистов» пьеса произвела неизгладимое впечатление. Репин назвал пьесу «экстрактом» русской музыки!
С ним Модест Петрович поделился своим новым замыслом. Он начал работать над новой оперой «Хованщина», которая повествовала о соперничестве царевны Софьи с её юным братом Петром. Конечно же, Репин идею друга поддержал.
Работая над произведением Мусоргский отдалился от друзей - музыкантов и практически бросил опостылевшую службу. Теперь все чаще его можно встретить на Морской улице, где ярко- красная вывеска зазывала всякого проходящего в трактир «Малый Ярославец». Даже лучший друг Стасов все чаще с досадой стал говорить, что Муссарион опускается на дно.
В 1877г. Мусоргский поселился у отставного офицера Наумова, ценителя искусств и известного кутилы. В его доме композитор начал работать над оперой по мотивам Гоголя «Сорочинская ярмарка».
А финансовые дела становились все хуже. Модест часто выступал как аккомпаниатор, но в основном это были благотворительные концерты. Родовое поместье приносило лишь убытки. И в скитаниях по друзьям и знакомым Мусоргскому все труднее становилось противостоять невзгодам.
Вскоре его уволили со службы. Обеспокоенные друзья понимали, что устоять перед недугом их Мусорянину поможет только большое дело. В складчину они заказали товарищу завершение «Хованщины». Другая группа друзей за плату ждала завершения «Ярмарки» .
В начале феврале 1881г. у Мусоргского началась череда концертов. После аккомпанирования на одном из вечеров с ним случается удар. Композитор приходит в себя и без помощи садится в пролетку вместе с певицей Дарьей Леоновой. В экипаже у дома Дарьи Михайловны Модест, ссылаясь на странную боязнь, просит разрешения остаться у нее.
К завтраку он вышел в хорошем настроении и похвастался отличным самочувствием, как вдруг... упал замертво. Такой припадок впоследствии повторялся дважды. Вскоре обеспокоенные друзья отвезли его на лечение в Николаевский госпиталь.
Композитору казалось, что лихорадка отступила. Более того, близился день его именин. По словам современников, Модест Петрович дал госпитальному сторожу 30 рублей, и тот, прельстившись щедрой наградой, нарушил запрет и принес ему выпить.
Мусоргского разбил паралич. И 16 марта 1881г. на рассвете его стало. Последними словами композитора было: «Все кончено..»
О том, что композитор скончался Репин узнал из газет. Деньги от продажи картины, которыми он так надеялся поддержать друга, пошли на его памятник на Тихвинском кладбище.
Илья Репин пережил многих своих современников и увидел, как в XX веке музыка Мусоргского завоевала всемирную известность. А роль царя Бориса навечно прославила Шаляпина.
Памяти друга-композитора Репин посвятил свою последнюю картину «Гопак», которая перекликается с финалом оперы «Сорочинская Ярмарка» .