Найти тему
Ennarius

"Бардо Тхёдол". Смерть, секс, мистика и Юнг.

Бардо Тхёдол или как её чаще называют, тибетская книга мёртвых, является одной из самых загадочных книг в истории человечества. Об этой древней восточной книге мало известно широкому кругу читателей, однако её влияние на наше современное общество европейского типа сложно переоценить. Сегодня проект Ennarius начнёт цикл историй о старинных книгах, которые изменили мир и расскажет вам историю о мистике, смерти, буддизме, а также о том, как самая страшная книга этой религии повлияла на психотерапевтические методы.

Бардо Тхёдол — ключевая книга Махаяны, то есть тибетской школы буддизма, если точнее, то она относится к ответвлению Ньингма. Строго говоря, она не предназначена для чтения живым людям. В идеале её должен читать шёпотом на ухо трупу духовный наставник или в крайнем случае собрат по вере умершего. Бардо Тхёдол — это путеводитель для умершего по области страданий, видений, мучений и сексуальных фантазий (это иное измерение называется Бардо), которые он пройдёт в течение 49 дней после смерти прежде чем будет рождён вновь.

Первое западное издание Бардо Тхёдол на английском языке. Oxford University Press, Лондон, 1927 г. Впервые перевёл с тибетского языка и издал американский антрополог Уолтер Йелинг Эванс-Венц. На данный момент книга представляет собой огромный коллекционный интерес, стоимость экземпляра варьируется от 1500$ до 3500$ в зависимости от состояния.
Первое западное издание Бардо Тхёдол на английском языке. Oxford University Press, Лондон, 1927 г. Впервые перевёл с тибетского языка и издал американский антрополог Уолтер Йелинг Эванс-Венц. На данный момент книга представляет собой огромный коллекционный интерес, стоимость экземпляра варьируется от 1500$ до 3500$ в зависимости от состояния.

Важный момент, который нужно постараться усвоить, прежде чем продолжить чтение — вся эта книга основана на антиномичности, то есть основные постулаты книги могут показаться нам противоречащими самим себе, однако они имеют место быть одновременно; смысл здесь заключается в том, что состояние сознания в процессе умирания и перехода к новому рождению с буддистской точки зрения меняется принципиально, поэтому то, что кажется человеку при жизни невозможным, будет выглядеть абсолютно естественным при попадании в то трансграничное состояние.

Развороты книги на тибетском языке.
Развороты книги на тибетском языке.

Бардо Тхёдол делится на три основные части, которые последовательно описывают чередующиеся состояния, через которые пройдёт умерший:

  • Чигай Бардо — достаточно кратковременный этап; состояние, в которое попадает сознание человека незамедлительно в момент смерти физического тела: момент, когда любой человек даже без предварительной подготовки достигает близкости к нирване. Сопровождается видением ослепительного света, состоянием блаженства и умиротворения. Прерывается по причине хаотичности сознания и его желания построения логических конструкций.
  • Ченид Бардо — состояние, которое следует после смерти, этап сложных кармических видений, когда умерший вновь обретает некое подобие ощутимого физического тела, и к нему приходят многочисленные боги смерти и демоны, здесь умерший подвергается многочисленным кровавым пыткам и издевательствам. Не будем приводить здесь конкретику в связи с особой жестокостью описываемых там моментов, оставив для интересующихся возможность ознакомиться с этим при прочтении самой книги, тем более сейчас существуют отличные издания на русском языке. (Примечание: боги в буддизме — существа, которые существуют одновременно отдельно и внутри каждого человека, гипотетически умерший может избежать мучений на этом этапе и всё же уйти в нирвану, осознав, что всё происходящее с ним в эти минуты — лишь отблески сияния его собственного замутнённого сознания.)
  • Сидпа Бардо — возникновение инстинкта рождения у отдельно существующего измученного сознания, которое впадает в состояние следования своим безумным и безудержным сексуальным фантазиям, и которые в конечном счёте притянут его к рождению, когда одно из материнских чрев наконец захватит его в свои сети. (Примечание: здесь следует отметить один важный момент, который зачастую не понимают представители подавляющего большинства религий, будь они христианами, индуистами или анимистами, а именно то, что буддисты не верят в существование души, с их точки зрения души как некой отдельно бытийствующей субстанции никогда не было, однако есть конгломерат сгустков энергии, одним из которых является, в частности, сознание, и которые подвергаются влиянию кармы, то есть позитивных и негативных поступков совершённых при жизни).
Курукулла — одна из богинь или духов, что посещают умершего во время его кармических видений. Она имеет несколько видов проявлений, но та, что проявляется чаще всего — Красная Курукулла, подчиняющая своей власти, дарующая власть, побеждающая всех, чарующая и конечно же смертельно опасная.
Курукулла — одна из богинь или духов, что посещают умершего во время его кармических видений. Она имеет несколько видов проявлений, но та, что проявляется чаще всего — Красная Курукулла, подчиняющая своей власти, дарующая власть, побеждающая всех, чарующая и конечно же смертельно опасная.

Таким образом получается, что с точки зрения тибетского буддизма наивысшее состояние спокойствия и умиротворения человек достигает в момент смерти, ведь именно тогда он ближе всего к нирване и может перейти в неё, однако по причине отсутствия религиозных медитативных практик, страха и объективного свойства человеческого разума задаваться вопросами, в частности, "кто я?" и "что я такое?", а также тенденции строить логические умозаключения, сознание попадает в дальнейший водоворот событий, которые всё сильнее и сильнее материализуют его присутствие в мире, в частности, сперва наделяют подобием тела, затем подвергают казням, после чего бросают в водоворот страстей, которые приводят к материализации.

Карл Густав Юнг, швейцарских психиатр и психолог, позже писал, что концепция, которую он прочёл в Бардо Тхёдол оказала колоссальное влияние на его психологические представления, продемонстрировав ему, в частности, концептуальную разницу европейского подхода и восточного подхода, а также окончательно разъяснив суть фрейдизма. Действительно, в буддистской методологии мёртвый движется через страдания, фантазии и секс к рождению, в то время как европейцы из своей материальной реализации, то есть жизни, стараниями психоаналитиков, пытающихся провести их через область сексуальных представлений, стараются вернуться в первоначальное состояние просветления. Конечно же получается у европейцев это плохо, так как психоанализ возвращает человека в область Сидпа, но не может провести в Ченид или Чигай, по причине имеющихся незыблемых постулатов об индивидуальности психических переживаний и отрицания посмертного существования. Однако по Юнгу область истинных причин, обуславливающих человеческую жизнь, находится не в Сидпа, а в Ченид.

Область Ченид, как и говорилось ранее, это область кармических видений и мучений, но если боги-палачи, которые появляются в ней — лишь отражения сияния человеческого разума, и при этом они всегда и у всех одинаковы, выходит, что они архетипичны. Архетипы для Юнга как органы человеческого тела, они универсальны и одинаковы для каждого человека, они объединяются в единое целое существующее над всеми нами, и образуют коллективное бессознательное. И только осознав его, можно попасть в Чигай, то есть достигнуть спокойствия и блаженства.

Спасибо за прочтение! Как и всегда проект Ennarius ждёт ваших замечаний и комментариев. Понравилась ли вам подобная рубрика?