Гиперакузия представляет собой непереносимость звуков, которые обычные дети не считают угрожающими или вызывающими дискомфорт. ⠀ Исследования показывают, что распространенность этого расстройства в общей популяции составляет от 3,2 до 17,1%, а среди детей с аутизмом — от 18 до 69%. ⠀ У детей с расстройством аутистического спектра (РАС) гиперакузия проявляется через закрытие ушей, плач и попытки убежать при воздействии раздражающих звуков, что может негативно сказываться на социальном взаимодействии и обучении. ⠀
Два наиболее эффективных метода коррекции гиперакузии при аутизме включают: ⠀
Тренировка привыкания
При сохранении нормального интеллекта у ребенка специалисты рекомендуют постепенно избавляться от шумоподавляющих наушников, поскольку они лишь снижают проявления гиперакузии, не устраняя ее причину. ⠀ Далее следует звуковая терапия. Постепенно отказываясь от наушников, целесообразно начать обогащение слуха ребенка приятными звуками. ⠀ Затем начинается процесс привыкания (десенсибилизации). Для этого составляется список звуков, вызывающих беспокойство у ребенка. Затем эти звуки записываются на музыкальный проигрыватель и воспроизводятся сначала на низком уровне громкости, с еженедельным увеличением громкости. ⠀
Сурдологическая когнитивно-поведенческая психотерапия
⠀ Этот подход, направленный на подростков с высокофункциональным аутизмом, включает в себя: обсуждение эмоционального стресса, связанного с дискомфортными звуками ⠀ ведение дневника мыслей и чувств, вызванных неприятными звуками ⠀ работу над принятием эмоциональных и физических проявлений, связанных с гиперакузией
⠀ Это лишь несколько методов коррекции с непереносимостью звуков при аутизме, и хотя существуют и другие подходы, их эффективность не имеет достаточного научного подтверждения.