Признаться, я обожаю различные "теории заговора" и иную конспирологию. Это отнюдь не означает, что я им верю, но почитать, ознакомиться, подумать и проанализировать информацию бывает очень интересно. Сейчас же я хочу поведать вам интереснейшую теорию, гласящую о том, что Александр I не умер в Таганроге в ноябре (декабре) 1825 года, а инсценировал смерть. Инсценировал для того, чтобы уйти странствовать по России. А какими были внутренние мотивы императора - загадка.
4 сентября 1836 года где-то в Кленовской волости Пермской губернии (ныне Красноуфимский район Пермской области) на своей повозке проезжал старик. Проезжал и проезжал, но случилась оказия: было необходимо подковать лошадь. Старик остановился у кузнеца. Кузнец начал о чём-то расспрашивать старого, но тот некими странными ответами вызвал у кузнеца недобрые мысли и подозрения. Что уж старик наговорил бдительному кузнецу, неизвестно, но по итогу старика задержали, да отправили на суд. За что? За бродяжничество, которое каралось российскими законами.
Документов у старика не оказалось, а на спине были шрамы от ударов кнутом. Назвался наш герой Фёдором Кузьмичём Козьминым. Интересен тот факт, что Фёдор назвал свою фамилию в первый и последний раз, в дальнейшем он её не называл, и звался исключительно по имени-отчеству. Назвать место рождения, имён родителей старик не смог. Поскольку Фёдор уже не проходил по возрасту в солдаты, то вместо службы в армии получил 20 ударов кнутом и путёвку в Сибирь. Фёдор Кузьмич был доволен своим приговором. Попросив расписаться за себя в протоколе мещанина, заявив, что он не обучен грамоте, Фёдор отправился на своё новое ПМЖ вместе с партией таких же т̶у̶р̶и̶с̶т̶о̶в̶ ссыльных.
В пути в Томскую губернию, Фёдор Кузьмич расположил к себе и завоевал уважение конвоиров-солдат и других осужденных. Всё потому, что старик не забывал о добродетели и человечности: проявлял заботу и ласку к больным и слабым, поддерживал тёплым словом. Наш старик оказался единственным арестантом, не закованным в кандалы. Прибыв в Томск в 1837 году, Фёдор Кузьмич был приписан к деревне Зерцалы, а поселили его у Краснореченского винокуренного завода. Из-за солидных лет, Фёдора не стали привлекать к обязательным работам. Известно, что местный казак Сидоров заприметил у старца склонность к уединению и не стал этому мешать, а напротив, построил тому небольшую избушку в станице Белоярской.
Точных данных о том, чем занимался Фёдор Кузьмич в течение своего пятилетнего срока ссылки, нет. После освобождения он начал странствовать в близлежащих краях, а зарабатывал на хлеб (в прямом смысле на хлеб, Фёдор отказывался от денег, брал только еду), внимание: обучением грамоте, истории и Священному писанию. Да-да, это он же несколько лет назад отказался расписаться по причине своей неграмотности, а тут уже грамота - его основное ремесло. Опасался ли старец того, что образец его почерка попадёт к властям? Люди начинают уважать старца за его доброту и праведность, обращаются к ним за житейскими советами. Тут и начинаются интересности.
Свидетельства современников.
Как-то раз в доме казака Сидорова, который построил старику избушку, появился некий Берёзин, служивший в Петербурге. В Фёдоре Кузьмиче Берёзин опознаёт... покойного императора Александра I! Тот же казак Сидоров впоследствии вспоминал один из разговоров со старцем, в котором тот сказал следующее: "…Стоит мне только гаркнуть слово в Петербурге, то весь Красноярск содрогнётся от того, что будет". Сказано это было вследствие недовольства Фёдора Кузьмича каким-то красноярским чиновником... Также в начале двадцатого столетия появилось воспоминание казака Черкашина, который говорил о том, что местный священник Иоанн Александровский, сосланный в Сибирь из Петербурга, опознал в Фёдоре императора Александра I. Священник не единожды лично видел императора и ошибиться не мог.
Слухи облетели округу, старец стал слишком популярен. Слава эта его утомляла. Утомила настолько, что Фёдор Кузьмич переехал на своё место прописки, в Зерцалы, и устроился жить в хлеву у бедной крестьянской семьи. Впрочем, и там ему соорудили келью.
В 1849 году старец переселился в село Краснореченское, где ему вновь построили избу добрые люди. Существуют некоторые воспоминания местных, гласящие о том, что к старцу приезжал епископ Иркутский Афанасий (Соколов), и общались господа на французском языке. Посещали бывшего ссыльного старика и другие епископы, а также, внезапно, Лев Толстой. С некоторыми посетителями старец вёл разговоры всё на том же французском языке...
Есть сомнительные данные, что старец вёл переписку шифром с императором Николаем I, младшим братом Александра. Но это уж что-то совсем фантастическое.
Фёдор Кузьмич знал историю страны блестяще. С собеседниками часто разговаривал о войне 1812 года, рассказывал об Аракчееве, Суворове, Кутузове. Знал подробности, о которых даже образованные военные и краем уха не слышали.
В Зерцалах ещё в начале ХХ века, в местной часовне, хранился вензель, подписанный Фёдором Кузьмичём. На вензеле была буква "А" с короной над нею и летающим голубком вместо перемычки в букве.
Особо любопытные интересовались у образованного, с манерами, старца, не скучает ли он по своей прошлой жизни, на что Фёдор Кузьмич давал весьма философский и уклончивый ответ: "Я сейчас свободен, независим, покоен. Прежде нужно было заботиться о том, чтобы не вызывать зависти, скорбеть о том, что друзья меня обманывают, и о многом другом. Теперь же мне нечего терять, кроме того, что всегда останется при мне — кроме слова Бога моего и любви к Спасителю и ближним. Вы не понимаете, какое счастье в этой свободе духа".
Старец хранил при себе иконку с изображением Святого Князя Александра Невского (между прочим, Александр Невский считался небесным покровителем императора Александра). Особо почитал день памяти Александра Невского. А как-то раз рассказывал: "Какие торжества были в этот день в Петербурге — стреляли из пушек, развешивали ковры, вечером по всему городу было освещение и общая радость наполняла сердца человеческие…"
Когда пришло известие о смерти императора Николая I, старец долго плакал, молился и отстоял панихиду в храме по усопшему.
Странствуя по Томской губернии, Фёдор Кузьмич познакомился с купцом Семёном Хромовым, у которого стал впоследствии жить. Хромов рассказывал, что в один из дней при старце артель рабочих запела песню "Ездил белый русский царь", в которой рассказывалось о победоносном шествии императора Александра на Париж. Старец, послушав песню, заплакал и попросил больше не исполнять сию композицию.
Смерть Фёдора Кузьмича и его записки.
Перед кончиной старец страдал от некой болезни. Известно, что незадолго до отхода в мир иной, Фёдора посетил, для исповеди, отец Рафаил, местный иеромонах. Старец отказался назвать иеромонаху своего духовного покровителя, а также имена своих родителей.
По словам купца Хромова, незадолго до смерти старца, между ними состоялся следующий разговор:
- Благослови, батюшка, спросить тебя об одном важном деле
- Говори. Бог тебя благословит — ответил старец.
- Есть молва, — продолжал Семён Феофанович, — что ты, батюшка, не кто иной, как Александр Благословенный… Правда ли это?…
Старец, услышав эти слова, стал креститься и говорит: "Чудны дела Твои, Господи… Нет тайны, которая бы не открылась".
Перед смертью старец указал Семёну Хромову на мешочек, висящий над кроватью Фёдора. "В нём моя тайна!" - сообщил старец. А после смерти старца, Хромов обнаружил в мешочке зашифрованные записки. Попробуем расшифровать?
Первая записка:
Лицевая сторона: ВИДИШИЛИ НАКАКОЕ ВАСЪ БѢЗСЛОВЕСИЕ СЧАСТИЕ СЛОВО ИЗНѢСЕ
- Оборотная сторона: НО ЕГДА УБО А МОЛЧАТЪ П НѢВОЗВѢЩАЮТЪ
Вторая записка:
Лицевая сторона:
1 2 3 4
о в а зн
i Дк ео амвр А КРЫЮТЪ СТРУФИАНЪ
с з Д я
Оборотная сторона:
ВО ВО
1837 г. МАР.26 В ВОЛ
43 пар
К сожалению, ныне записки утрачены, сохранились лишь их фотокопии. Впрочем, были ли они действительно?
Исследователь Барятинский предпринял попытку дешифровки записок, с чем я предлагаю вам ознакомиться.
- Лицевая сторона первой записки: «Видишь ли, на какое молчание вас обрекло ваше счастье и ваше слово»;
- Оборотная сторона первой записки: «Но когда Александры молчат, Павлы не возвещают» (в значении — когда Александр хранит молчание, то его не терзают угрызения совести относительно Павла);
- Лицевая сторона второй записки: «Я скрываю тебя, Александр, как страус, прячущий свою голову под крыло»;
- Оборотная сторона второй записки: «1837 г. МАР 26» (дата прибытия старца к месту ссылки), «в. вол» (Б(В)оготольская волость — место ссылки), «43 Пар» (сорок третья партия ссыльных).
А что после? Действительно ли всё так?
Попытки добраться до истины не прекращаются и по сей день, начавшись со времён смерти старца. Теория, согласно которой император Александр, решив уйти в странники, терзаемый совестью за соучастие в убийстве своего отца Павла I, находила отголоски и ещё в 1830-х годах. Согласно ей, вместо императора был похоронен фельдъегерь Масков (в семье которого долгое время сохранялось предание, что их родственник погребён в царской усыпальнице). Историк Андрей Сахаров в своей книге-расследовании приводит аргументы как за, так и против теории. Приведу некоторые из них:
За:
- Дневниковые записи особо приближённых к Александру лиц начинаются в один и тот же день — 5 ноября 1825 года — и заканчиваются практически одновременно — 11 ноября и 19 ноября; поскольку 5 ноября никакая опасность здоровью императора ещё не угрожала, то, по мнению Сахарова, «…приходится считать такое единодушие необъяснимым, либо объяснить его лишь желанием создать единую версию течения болезни, нужную как Александру, так и этим трём его близким людям».
- Противоречия в протоколе вскрытия тела императора не позволяют однозначно идентифицировать тело Александра I с телом человека, которое стало объектом этого протокола.
- На смертном одре Александр, по воспоминаниям современников, был совершенно не похож на себя при жизни.
- Отсутствие на панихиде и траурных церемониях в Москве и Санкт-Петербурге императрицы Елизаветы Алексеевны и ближайшего сподвижника П. М. Волконского.
Против:
- Фёдор Кузьмич в своих разговорах, беседах часто употреблял южнорусские и малороссийские слова вроде «панок», что было совершенно несвойственно выросшему в Петербурге Александру I.
- Несходство прижизненного и посмертного обликов императора может объясняться плохими условиями бальзамирования в Таганроге, тряской в пути, действием жары, стоявшей в ту пору на юге.
- В силу особенностей характера Александра (властолюбие, упорство, хитрость) предположить добровольное оставление императором престола сложно.
В советское время исследователями неоднократно подавались запросы в ЦК КПСС на тему вскрытия гробницы императора Александра I, но всякий раз исследователи получали отказ. Имеются недостоверные сведения о том, что гробница открывалась в 1864 году, в 1921 году - и в обоих случаях гробница была пуста.
В 2015 году графологи заявили, что почерки старца Фёдора Кузьмича и императора Александра I совпадают: "Графология с высокой вероятностью позволяет утверждать, что это один и тот же человек. Малозаметные символы с возрастом не изменились. К примеру, буква „ж“ имеет петлю, которая заменяет пропущенные рядом с ней буквы „о“ и „е“.
Разумеется, и это не может быть полным подтверждением теории. Ведь не осталось подлинников записок, которые нашёл Хромов. С иной стороны, если представить, что Семён Хромов фальсифицировал записки - уж современная графология смогла бы распознать обман, ведь так?
Ответа на вопрос, кем же на самом деле был старец Фёдор Кузьмич, ныне почитаемый церковью как Феодор Томский, нет и сегодня. Возможно, эту загадку предстоит разгадать будущим поколениям.
Если оно им, конечно, будет нужно.