Большинство людей библейскую историю-притчу о Вавилонской башне знают и понимают.
По библейской легенде, люди вначале были одним народом и начали строить единый город и башню с вершиной в небесах.
Как было допустить такие планы смертных?! Бог Яхве был возмущен: «Смотрите, они один народ, и у них у всех один язык, и это только начало того, что они будут делать; ничто из того, что они предлагают сделать, теперь не будет для них невозможным. Пойдем, спустимся и смешаем там их язык, чтобы они не понимали речи друг друга».
По воле Яхве, люди были разбросаны по всему миру и разделены на народы со своими языками, неспособные понять друг друга.
Такое библейское толкование можно применить и к принципу «Разделяй и властвуй», формулировка которого приписывалась то Людовику XI, то Макиавелли. Но исполнялась эта метода всеми правителями и властями с античных времен до наших дней с великим тщанием!
Для этого была и есть экономическая целесообразность, состоящая и поныне в эксплуатации людей таким образом, чтобы они не объединились.
С приходом промышленной революции, правда, отсталые технологии не могли обойтись без коллективного труда. Но при общественной спайке сразу объявились революционеры: «Пролетарии всех стран объединяйтесь». Явился Карл Маркс с лозунгами, что эксплуатируемый класс пролетариев будет могильщиком капитализма. Тут и революции, и 1917 год в царской России — ликбез читать не буду.
Но далее технологии опять устроили «вавилонскую башню», разделившую тех, с кого работодатель выжимал свою прибыль.
В 1970-е годы я уже читал рассказ одного из современных писателей ФРГ с названием «Агломерационная установка №2» — там герой своих коллег по труду знал лишь по телефону, поскольку операторы технологической цепочки сидели в километрах один от другого. Какое уж там «объединение»!
Да мы сами видим, что почти исчез рабочий класс России — сейчас самым большим его отрядом стали водители, а раньше были рабочие заводов и фабрик.
Но если спуститься к обыденной жизни, то не меньшие перемены произошли в социуме.
В советском детстве помню, что каждый во дворе знал всех соседей до единого, никого не удивлял крик в соседнее окно: «Татьяна, ты присмотри за моим сорванцом, пока я на работу схожу».
В подъездах пятиэтажек и двухэтажных домов без лифтов тогда висели графики: кто из какой квартиры будет мыть общую лестницу на нынешней неделе… Жизнь была коллективна.
Сегодня жилец с 17-го этажа не знает даже соседей двумя этажами выше или ниже: сел в лифт и проскочил мимо десятков квартир с людьми, которых он в лицо не знает — не говоря о том, что не знает, у кого жена болеет, кто женился или в разводе, кто и где работает…
Далеко не сегодня кто-то воскликнул: «Лифт — это великий разделитель людей!»
Но знал бы он, каким разделителем будет интернет, а затем и гаджеты. Пройдитесь по вагонам московского метро — каждый смотрит в смартфоне свои «картинки», смотрящих одно и то же не найдете…
Недавно умная и много пожившая женщина-профессор рассказала в журнале, какие изменения произошли в компании ее подруг и коллег, которая собирается со студенческих лет. Когда-то подруги приходили с детьми — и дети играли друг с другом. Ныне подруги уже бабушки и приходят со внуками.
Но вот удивительно: общаются между собой только эти немолодые женщины. А внуки и внучки сидят в комнатах, не обращая внимания друг на друга, уткнувшись каждый в свой телефон.
Женщина-профессор горько подмечает: если внуки вдруг сгрудились возле кого-то — то лишь для того, чтобы помочь ему скачать в смартфон программу, которую тот не нашел. Но вот закачали программу неумехе — и снова внуки уткнулись каждый в свой телефон.
Такое разделение социума «по интересам» просто замечательно для воплощения закона эксплуататоров «Разделяй и властвуй!».
Верите ли вы, что разобщение людей с помощью технологий, обилия информации и социального методов не ведется в интересах тех, кто нами манипулирует?
Современная «вавилонская башня» создана, друзья! Мы в ней живем. И преодолеть это «смешение языков», понятий, интересов, религий, взглядов на жизнь и прочего — видно, уже не удастся никогда!