Найти тему

Катя Медведева. Увидеть искусство в примитивизме

Оглавление

Примитивизм сейчас очень моден. Гораздо сложней найти классную реалистическую живопись уровня Репина.

Мейнстрим примитивизма держится на нескольких постулатах.

Отчасти, на желании писать как ребенок. Дети гениальны в своей искренности, раскованности, чувстве цвета и света, легкости восприятия. Они не стремятся до поры до времени, - пока не пойдут учиться в СХШ и не станут старше, - идеально списывать с натуры. Некоторые художники стремятся подражать детям. У кого-то получается здорово, у кого-то нет.

Отчасти, на неумении писать "реалистично". Как говорится, если не умеешь что-то делать, лучше расслабиться и сделать то, что не умеешь своей личной фишкой.

Есть художники, сумевшие сохранить кристально детское состояние души. Для них такая живопись органична, как дышать воздухом. Катя Медведева из их числа.

Увидев картину в примитивистском стиле

Многие из вас скажут: "Я тоже так могу". Да, соглашусь с вами и попрошу прочесть то, что я написала выше. Это же здорово, сохранить детскую непосредственность и выразить ее в рисунке. Невероятно круто, если вы так можете. Ведь для этого по сути ничего не нужно. Просто возьмите краски и бумагу. Вопрос только в том, что эта искренность, непосредственность почему-то осуждается и не принимается. Вызывает чувство пренебрежения, если художник не пишет как Репин или Васнецов. Скажу, что я искренне и глубоко уважаю и Репина, и Васнецова. Живописцы приведены исключительно в качестве примера. И дело совсем не в том, что их живопись плоха - она великолепна. Репин, Васнецов обладают искренностью и живостью, которая делает их произведения живыми и яркими.

Катя Медведева
Катя Медведева

Проводя пленэры, да и во времена своего ученичества, я сталкивалась с тем, что люди боятся ошибиться. Дети - нет. В творчестве им не свойственно подражать, искать образчики. Они не смущаются, если нарисуют зеленые волосы, тонкие ножки или домик вверх тормашками. Так круто подсматривать у них идеи.

Страх ошибиться выражается еще и в стремлении подражать. Да, мы так учимся. И талантливые люди, подражая, неожиданно придумывают что-то свое. Главное это свое увидеть. Но самое важное - внутренняя свобода. Именно она характерна для художников-примитивистов.

Сложно удержаться и не написать о том, что Катя Медведева самоучка. Первую свою картину написала, увидев, как в небольшой художественной студии, где она подрабатывала, рисуют. Взяла лист и краски, написала работу и оставила на столе. Придя на следующий день на работу, увидела, что преподаватель повесил ее рисунок на стену. На ее вопросы преподаватель ответил, что ей не нужно учиться, итак все хорошо. А уже через несколько месяцев там же состоялась ее первая персональная выставка.

Майя. Катя Медведева
Майя. Катя Медведева

Слишком наивно?

Попробуйте посмотреть на цвет. Несмотря на наивность и примитивизм, ее картины живые. В них присутствует свой особенный внутренний мир.

Дело же во взгляде. Все мы видим красоту снежинки. Но не замечаем. Не делаем себе труда упавшую на рукав снежинку разглядеть и восхититься. Часто люди воспринимают окружающий мир как обыденность, перестают замечать и восхищаться его красотой и разнообразием.

Старая Ладога

Катя Медведева из творческой поездки по Старой Ладоге привезла более 200 полотен. В галерее я подгрузила несколько. Объединяет их все работа с отражением. Тончайшее цветовые отношения.

Общее цветовое поле используют многие художники. У Кати Медведевой это совершенно ясно прочитывается. Композиция выстроена вертикально так, что мы видим все, что хочет нам показать художница. Оставляя только общий эмоциональный фон, Катя убирает ненужное - наш человеческий мозг достроит недостающее сам. Обращу ваше внимание на этот важнейший момент. О нем я писала выше как о об умении воспринимать красоту. Что мы вычеркиваем из нашей жизни. Как мы нашу жизнь воспринимаем.

Кошка Ксюша. Катя Медведева
Кошка Ксюша. Катя Медведева

Умение видеть красоту вокруг себя, неважно, красота ли это снежинки или старой ржавой гайки, делает наше восприятие индивидуальным. С другой стороны, как это ни странно, объединяет нас.

Как в этой картине: одни любят котиков, другим понравится цвет, третьим глаза котика.

Зависть, ссора. Катя Медведева
Зависть, ссора. Катя Медведева

Национальные черты

От этого никуда не деться. Принадлежность художника к определенной цивилизации. В живописи Кати ясно прочитывается русский культурный код. Можно увидеть лубок и орнаментальность. Культурный код звучит не только в цветочных орнаментах картины "Зависть, ссора". Я бы сказала, что он в эмоционально светлом фоне. В жизнелюбии, в будущем.

Наверное, сказанное выше больше философский вопрос. Тем не менее в ее картинах нет мортальности. Есть любование и восхищение каждым мгновением жизни. Она рассказывает о настоящем моменте, о себе и своих впечатлениях. Ее искусство изнутри и близко. Обнимет восторгом от того, насколько прекрасен мир вокруг.

Лес. Катя Медведева
Лес. Катя Медведева