🏛️ В Болонье, в 1491 году, в семье богатого и престижного горожанина, появилась на свет Проперция - первая женщина-скульптор в истории. Ее страстью стали скульптура и живопись, хотя это было не совсем обычно для женщин того времени.
🌍 В эпоху Возрождения люди осознали свою божественность и возможность достичь высот, но только мужчины имели право на это. Женщины же ограничивались традиционным предназначением - семьей и домашними обязанностями.
🎨 Но Проперция не согласилась на такое ограничение и решила исследовать новые горизонты искусства.
🌊 Мир был осваиваем мужчинами, которые отправлялись в плавания, занимались торговлей и украшали свою жизнь фресками, картинами и скульптурами.
🏡 Все больше и больше денег они приносили домой, особенно если это были дома уважаемых мужчин. А женщины, в свою очередь, занимались ведением домашнего хозяйства, экономя и тщательно расходуя ресурсы. Это считалось высшей добродетелью женщин. Чего еще можно было желать?!
🎨 Однако, монна Проперция возжелала заняться искусством.
🤔 Неужели аристократические девушки не могли просто нанять учителя рисования и заняться рисованием карандашом или сангиной? В крайнем случае, они могли бы делать небольшие наброски природными красками.
🖌️ Не считается хорошим тоном, что женщина пишет фреску. Ведь ей придется забираться на леса перед стеной, чтобы достичь верхней части. К тому же женщина не должна обучаться скульптуре - ей не пристало рубить мрамор и использовать тяжелые резцы, входящие глубоко в камень.
🚀 Однако Пропорция решила сделать наоборот. Она начала заниматься скульптурой, резьбой по камню и дереву, а также гравировкой, что тоже не одобрялось, потому что при гравировке используются острые резцы, иглы и вредные химические вещества для протравки рисунков.
🌟 Но Пропорцию удалось убедить знаменитого художника-гравера Маркантонио Раймонди, который был лучшим в своей сфере, чтобы он стал ее учителем. И мастер признал, что Пропорция обладает талантом!
👧 Девушке из Болоньи наверняка не удалось бы достичь всего этого, если бы не ее состоятельный отец. Он всегда поддерживал новые тенденции и не жалел денег, чтобы оплатить обучение дочери.
🏛️ Отец не ошибся в своей оценке таланта девушки: она достигла огромных успехов за короткое время. К сожалению, ее гравюры не сохранились до наших дней.
💔 Но если вы думаете, что окружающие начали восхищаться ее талантом, то вы снова ошибаетесь: успехи Проперции стали препятствием на ее пути к счастливому браку. Ведь женщина, занимающаяся мужской профессией, уже представляла угрозу для самых мужественных мужчин.
📘 В своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1549–1550) великий историк живописи Джорджо Вазари (1511–1574) начал статью «Жизнеописание мадонны Проперции деи Росси» со знаковых слов: «Удивительно, что женщины, стремясь к достижению совершенства во всех сферах деятельности, к которым они когда-либо стремились, смогли достичь не только известности, но и чего-то большего, чем просто слава...»
🤨 Как мужчины должны отреагировать на такие заявления, спрашивается?! Было бы хорошо, если бы мужчины признавали талант женщин, особенно учитывая, что Вазари сам был гением.
🚪 Однако обычные люди относились к "ваятельнице" Проперции гораздо жестче: большинство дверей было закрыто перед ней. Уважаемые граждане Болоньи не хотели, чтобы их дочери занимались "разными искусствами", как она. Однако Проперцию не удалось изгнать из общества.
🌈 Девушка была красивой, умной, изобретательной и веселой. Она играла на различных музыкальных инструментах, прекрасно пела, сочиняла стихи и песни, и, по словам Вазари, "была способна не только на домашние дела, но и на множество наук, так что ей завидовали не только женщины, но и все мужчины".
🌟 Пропорция, истинная дочь эпохи Возрождения, обладала множеством талантов, как и другие известные личности того времени. Как в сказке, она была не только красивой, но и талантливой, и сумела выйти замуж за мессира деи Росси, который также был богат и принадлежал к древнему аристократическому роду и имел влияние в Болонье. Несмотря на то, что он был значительно старше своей жены, главное было то, что он не противился ее занятию искусством. Более того, он восхищался ее работами. Даже до их брака Пропорция вырезала на персиковых косточках сцены всех страстей Христовых.
👏 Большое впечатление на Росси произвели тонкость работы, изящность манеры исполнения и умение выразить множество чувств героев – от трагизма до спокойствия. Это заставило его решить, что он всегда будет поддерживать супругу в ее стремлении к искусствам, когда они поженятся.
🏛️ В 1520-х годах собор Сан-Петронио в Болонье решил украсить скульптурами три портала главного фасада. Попечители собора, конечно же, хотели пригласить мастеров из Флоренции, где, как известно, находятся самые лучшие скульпторы Италии.
🎨 Предложение мессира Росси вызвало недоумение у попечителей. Они были в замешательстве, потому что не хотели отказывать мессиру, но считали неуместным поручать столь ответственную работу женщине - монне Проперции, болонской ваятельнице, которая была супругой Росси. Ведь эта работа включала в себя создание множества огромных скульптур.
🏰 Однако мессир Росси нашел решение проблемы. Он предложил, чтобы его супруга создала мраморный портрет графа Гвидо Пепполи, отца главного попечителя собора - графа Александра!
😊 «И вы увидите, что она заслуживает получить такой грандиозный заказ!» - воскликнул Проперция, отделяя мраморный портрет Гвидо Пепполи (слава Мадонне, он все еще хранится в соборе Сан-Петронио в Болонье).
🌟 Великое впечатление, произведенное этой работой на покровителей собора, привело к тому, что им было поручено создание скульптур для трех порталов. К сожалению, большинство работ не сохранилось, но сохранились два барельефа, созданные в 1525-1527 годах: один с изображением Прекрасного Иосифа, другой - с Соломоном и царицей Савской, а также рельеф с двумя ангелами.
🌈 Однажды, на соборной балюстраде, посетитель по имени Антонио Галеаццо ди Наполеоне Мальвазиа, молодой и привлекательный, с темными вьющимися волосами и сильными руками, с темно-оливковыми глазами, восхищенно рассматривал новый рельеф, только что созданный Проперцией.
😍 «О Мадонна, я никогда не видел ничего более прекрасного!» Проперция, услышав его слова, поняла, что он говорил не только о рельефе. Ведь ему, как и многим другим мужчинам, казалось, что она сама прекрасна.
🚶 Во время прогулок по соборной внутренней площади, Антонио всегда сопровождал Проперцию. Никто другой не ходил там, потому что правая сторона двора была закрыта деревянной решеткой, за которой находилась беседка, доступная только для избранных.
🤲 Однажды, когда они вошли в эту священную обитель, Проперция протянула руки к Антонио в знак приветствия. Но он просто улыбнулся и сказал: «Монна Проперция, я восхищен вашим искусством, но…».
💔 Бедная девушка была в полном недоумении. Она часто сама криво улыбалась, услышав комплименты, но внутри ее сердце было холодным.
💘 Возникают трудности с сердцем у молодого человека. Происходит выход из беседки, закрыв лицо, и только дома он приходит в себя. Нет, еще не все потеряно! Его работы вызывают восхищение у Антонио.
🎨 Хорошо, она создаст барельеф с особым сюжетом, чтобы рассказать о своем сложном чувстве. Это будет история о прекрасном Иосифе. Из Библии известно, что жена домоуправителя фараона влюбилась в прекрасного юношу Иосифа, а он, также как и Антонио, не отвечал ей взаимностью. И тогда женщина, отчаявшись убедить его своими просьбами, просто сорвала с него одежды.
🖼️ Возлюбленный робкой Проперции не может понять ее чувств в любви, и поэтому искусство принимает на себя задачу объяснить это. Пытаясь закончить работу, ваятельница создала двух ангелов для собора Сан-Петронио, которые по-прежнему стоят там.
🖌️ Однако, слухи о ее таланте заставили ее перестать заниматься скульптурой и перейти к гравюре, но ее работы не были проданы. К сожалению, не было признания в родной стране!
👑 Однако сам папа римский Климент VII услышал о возвышенном и благородном таланте Проперции. Монна Проперция деи Росси, первая в мире женщина-скульптор, была вызвана в Рим. К сожалению, вызов пришел слишком поздно, так как она скончалась в 1530 году до достижения 40 лет. Ее смерть была связана с несчастной любовью и недостатком признания со стороны соотечественников. Но, как заметили современники, мало кто из великих мог похвастаться подобным признанием.