Найти тему
Смысл в кино

Разбор фильма Убийцы цветочной луны

Оглавление

«Что в жизни бесконечно? Вселенная и человеческая жадность» (Ли Бардуго) - именно эта цитата больше всего характеризует верхушку айсберга, которая показана в нашумевшем фильме Мартина Скорсезе «Убийцы цветочной луны».

Постер взят из Телеграм канала @poster_pron
Постер взят из Телеграм канала @poster_pron

Сам Скорсезе характеризовал работу над картиной как извинение перед индейцами, и кажется, что американцы воспринимают извинение за геноцид как пластырь, который нужно как можно быстрее содрать.

Но стал ли фильм настоящим извинением?
Есть такое ощущение, что обычно извинение сопровождается такими чувствами, как боль и сожаление с нотками самобичевания. Обычно после просмотра таких картин остается как минимум саднящий осадочек, иначе как понять, искреннее ли извинение или это просто маркетинговый ход?

И читая отзывы и рецензии, я увидела восторги критиков, которые зачастую хвалят то, что угождает их видению, и поливают злую правду.
Люди же в основном пишут, что никто из персонажей их не тронул и сопереживать никому полноценно не удалось.
Не просто же так Ди Каприо уговорил Скорсезе не снимать ленту от лица белого спасителя индейцев - ведь это бы показало, что все-таки кто-то из белых делает что-то хорошее, а не только угнетает - это не соответствует извинениям, знаете ли.
Собственно, эти звоночки многое говорят о кинокартине и ее искренности.

Особенно добил финал со словами «Добро победило». Серьезно?
Это же не сказка с побежденным драконом, это реальная история, в которой король превратился в жабу, его свергли с трона, но выпустили досрочно.

Кадр из фильма Убийцы цветочной луны
Кадр из фильма Убийцы цветочной луны

В обсуждении фильма предлагаю опустить все банальности в виде «как это затянуто», «хронометраж мучительно длинный», ровно как обойтись без бессмысленного пересказа сюжета фильма, очень точно снятого по одноименной книге Дэвида Гранна, а перейти сразу к сути да делу.

Верхушка айсберга индейского геноцида

Пожалуй, во всей этой истории, что с индейцами поступали кощунственно несправедливо и жестоко - возмущает не это. Геноцид индейцев далеко не новая тема, вплоть с открытия Колумбом «Индии».
По-настоящему возмущает, что эти события происходили всего сто лет назад, когда «цивилизованный» западный мир распылялся о правах и свободах.
Именно поэтому я называю картину -
верхушкой айсберга.

Кадр из фильма Убийцы цветочной луны
Кадр из фильма Убийцы цветочной луны

Книга «Убийцы цветочной луны» открывает нам, что даже после всех этих событий, множество смертей так и не было расследовано, а Хейл хоть и был королем на шахматной доске планирования убийств индейцев, эдаким Мориарти - злодеем-консультантом, но он не был единственной фигурой на этом поле.
Книги с переписью индейцев и их опекунов показывали множество смертей, которые так и остались загадкой.

И возможно, вся эта история сподвигает нас вспомнить: А что было до этого?
Ведь до этого смертей было много, а несправедливости и того больше.
И там можно копать куда глубже, вплоть к корням всей американской истории.

Кадр из фильма "Убийцы цветочной луны"
Кадр из фильма "Убийцы цветочной луны"

Современная история американских континентов началась с геноцида индейцев, и хотя первопроходцами стали испанцы, но и англичане отстали от них не настолько сильно.

В конце XV века в своих дневниках Колумб писал:

«50 солдат достаточно для того, чтобы покорить их всех и заставить делать все, что мы хотим. Местные жители разрешают нам ходить, где мы хотим, и отдают все, что мы у них просим».

А через год он возвращается в Америку с 1,5 тыс людей и большой партией массивов и грейхаундов, обученных для нападения на людей.

С этого момента началась резня, деревни коренного населения сжигались, а индейцев убивали на спор или продавали в рабство.
Конкистадор Франсиско де Чавес стал известен самым массовым убийством индейских детей в истории (600 детей младше 3х лет). Дон Хуан де Онате за убийство 11 испанских солдат уничтожил 700 индейцев.
И это лишь малая часть из всех совершенных зверств и ужасов.

Кадр из фильма Убийцы цветочной луны
Кадр из фильма Убийцы цветочной луны

Североамериканцы ежегодно отмечают День благодарения.

В популярных источниках говорится о том, что праздник произошел от первых отцов-пилигримов, бежавших от английской церкви за свои взгляды в 1620 году.
Мол, они одни из первых переселенцев, прибывших в современный штат Массачусетс. Первую зиму не смогла пережить и половина новоприбывших колонистов, поскольку они не знали, как справляться в новых и незнакомых условиях.

А в следующем году "бог неожиданно послал им богатый урожай за их усилия", и после этого они стали праздновать День благодарения богу.

Кадр из фильма Убийцы цветочной луны
Кадр из фильма Убийцы цветочной луны

По факту, научиться работать и выживать в новых условиях, пилигримам помогли местные индейцы скванто, а переселенцы отблагодарили их за это в конце сезона, разделив пищу на празднике.

Тем не менее, через 17 лет это никак не помешало колонистам атаковать и сжечь заживо 600 индейцев из племени пекотов.

Позже понеслась череда событий, которые в конечном счете привели к истории фильма «Убийцы цветочной луны», а именно войны с индейцами, в которых было определено, что «Хороший индеец - мертвый индеец».
Американцы истребляли не только индейцев, но и бизонов, чтобы лишить индейцев «материальной базы».

Кадр из фильма Убийцы цветочной луны
Кадр из фильма Убийцы цветочной луны

А позже принятые Закон о переселении индейцев и Акт о переселении индейцев в резервации, читай, в непригодные для сельского хозяйства местности, согнали большинство индейцев в самый неплодородный штат Оклахома, после чего Правительство США пообещало, что белые поселенцы не будут нарушать их спокойствие.
Но как вы понимаете, это соглашение нарушалось, а в 1893 году так вовсе было аннулировано.

Этих индейцев все сгоняли и сгоняли на самые худшие земли, так нет же, в 1885 году была найдена нефть, которая и озолотила этих «дикарей» или «беспомощных детей», как их окрестили американцы, после чего приставили к каждому индейцу белого опекуна, который должен был следить и распоряжаться финансами индейцев, ведь без них они никак не справятся и будут покупать все подряд.
И все это путь к истории фильма
«Убийцы цветочной луны».

Кадр из фильма Убийцы цветочной луны
Кадр из фильма Убийцы цветочной луны

Безусловно вся эта история с нефтью стала бочкой меда с ложкой дегтя в виде опекунов, которыми становились либо белые мужья/жены, либо посторонние влиятельные люди как Уильям Хейл. Пошла череда воровства и убийств, которые никем не расследовались.
Газеты же начали писать
"Хватит жалеть этих индейцев, они самые богатые люди в Америке".

Как я писала ранее, Хейл был крупной рыбой, но потакали и участвовали в этом абсолютно все, от органов правопорядка до мелких врачей, которые делали ложные заключения. В то время Министерство юстиции прозвали Министерством легкого поведения, потому что закрытие глаз покупалось и продавалось как хлеб в уличной пекарне.
И в итоге, расследования начались с зарождения и вмешательства ФБР.

В общем-то вся история с индейцами как всегда похожа на любую другую историю борьбы за территории и ресурсы.

Ровно то же самое мы видим прямо сейчас с Израилем и Палестиной.
Поселенцы сгоняют «дикарей» в пустыню, где находят газ.

И это еще раз подтверждает, никакие войны не происходят просто так, все войны нужно рассматривать не с точки зрения, кто прав, кто виноват, а с точки зрения экономики.
Экономика и ресурсы главные двигатели прогресса и разрушители морали.

Тем не менее фильм показывает нам лишь крохи всей несправедливости, однако, рассказать эту историю тоже было важно, ибо это долгое время умалчивалось.

Кто прав? Кто виноват?

Эти вопросы всегда идут рука об руку со всеми несправедливыми и жестокими событиями, но чаще всего они остаются риторическими.

На самом же деле, ответ кроется в самих персонажах фильма.
Но суть не в том, что они беспрекословные злодеи, тут не все так однозначно.

И потрясающая игра Ди Каприо и Де Ниро раскрывает нам суть американского менталитета и воспитания их убеждений.
Безусловно, не будем судить и делать вид, что мы-то все понимаем, все же мы не американцы, но порассуждать можем, глядя на американскую картину с ярко выраженными персонажами.
Да, эти люди существовали в реальности, но по сути их характеры были сконструированы из тех немногочисленных данных, которые остались с тех времен.

И переходя к персонажам, любопытно, что в своих письмах из тюрьмы "король" Уильям Хейл действительно писал, что скоро он выйдет, и что он настоящий друг всех индейцев.

Кадр из фильма Убийцы цветочной луны
Кадр из фильма Убийцы цветочной луны

То есть по сути, он совсем не считал себя злодеем или преступником. Он действительно пришел сдаваться полиции сам, считая это какой-то шуткой.
И хотя он понимал, что его действия незаконны, но считал это тем видом законов, которые необязательны к исполнению.
Ведь это же индейцы - непослушные, но доверчивые дети, с черным золотом в карманах. А забрать леденец у ребенка - проще простого, за это ничего не будет.
Да и вовсе это не люди, так, живность помельче собаки.

Колумб в своих дневниках писал:

«Эти люди ни в чем не испытывали нужды. Они заботились о своих растениях, были искусными рыбаками, каноистами и половцами. Они строили привлекательные жилища и держали их в чистоте. Эстетически они выражали себе в дереве. У них было свободное время, чтобы заниматься игрой в мяч, танцами и музыкой. Они жили в мире и дружбе. Эти люди ходят, в чем их мать родила, но добродушны… их можно сделать свободными и обратить в нашу Святую Веру. Из них получатся хорошие и искусные слуги».


И как колонисты освобождали индейцев, с тех пор мало что изменилось.
Таким подходом американцы оправдывают абсолютно все, где ресурсы плохо лежат.
Цивилизованный западный мир чисто по дружбе причиняет добро и распространяет демократию, чтобы весь мир стал свободным, а инструменты "освобождения" нам известны.

Кадр из фильма Убийцы цветочной луны
Кадр из фильма Убийцы цветочной луны

И можно ли сказать, что Хейл был просто психически нездоровым или лицемером в 32й степени?
Как можно планировать убийства и в то же время демонстрировать искреннее сочувствие?

А может это просто часть убеждений, заложенных кем-то сверху на протяжении долгих лет.

Я очень люблю книги Луизы Мэй Олкотт за их душевность и мораль, но в одной из книг «Маленькие мужчины» (1871 год) был отрывок, который с одной стороны возмутил меня, а с другой - выглядит очень показательным :

«Понимаешь ли, Робби, были в Англии люди, которым не нравился король и всякое другое, поэтому они сели на корабли и приплыли в нашу страну. А здесь было полно индейцев, медведей и диких зверей, они стали строить форты и жить там, и было переселенцам совершенно ужасно, потому что на них все время нападали индейцы. И еды у них было мало, а в церковь они ходили с ружьями, и очень многие умерли.
Переселенцы убили всех индейцев и разбогатели, а еще они вешали ведьм и были очень добродетельными.
На этих кораблях приплыли прапрапрадедушки, один корабль назывался «Мэйфлауэр», и они придумали День благодарения, а теперь мы всегда его празднуем, и мне это очень нравится.
Можно мне еще индейки?»

В этом отрывке можно очень открыто увидеть вопрос мировоззрения и воспитания, ведь в книге это говорит ребенок.
То есть по сути, отношение к индейцам закладывается на уровне культуры, настолько что они сами не замечают, что вообще-то прийти на чужую землю, убить кого-то и разбогатеть на этом - это вообще-то не очень нормально, а у них это подается, как благодетель.

Вот вам и Уильям Хейл - друг всех индейцев.

Что же касается его племянника Эрнеста Беркхарда, то его нам показали бесхребетным исполнителем, который с одной стороны боится своего большого дядю, а с другой, любит свою жену.

Кадр из фильма Убийцы цветочной луны
Кадр из фильма Убийцы цветочной луны

Он-то видит себя тем еще семьянином. И дяде угождает, и деньги в семью несет, и за больной женой ухаживает.

Но по сути, он тот, кто не просто закрывает глаза на чужие злодеяния, но и на свои тоже.
А не это ли делают обычные рядовые граждане?
Ведь все, что делается сверху, это все для того, чтобы народ жил лучше, причем не только их, но и народ всего мира, в свободе от тиранов.
И все для благополучия.

Собственно, вся картина показывает не просто извинение, а текущее состояние мира в целом, так и отношение к этому людей.

Позволила ли эта история заглянуть вглубь и увидеть целиком айсберг, о который разбился Титаник, или же эта история так и осталась лишь верхушкой?
Но так или иначе, вне зависимости от того, было ли это извинение искренним или нет, но мы увидели, что правда постепенно начинает всплывать и о ней говорят.

Благодарю, что дочитали до конца! Также буду искренне благодарна за ваши лайки и подписки, это действительно помогает моему каналу развиваться.