Найти в Дзене
Записки актёра

Уход Юрия Соломина, его борьба за русский театр, кого назначат преемником и бесстыдные мошенники

Здравствуйте! Юрий Мефодиевич Соломин был настоящим мастером русского театра, большим актёром, руководителем, учителем, примером. Он не подпускал к театру грязь и пошлость, учил студентов, пропитывая любовью к искусству и настоящему театру. Его уход - огромная потеря для всей культуры, и очень жаль, что мэтры уходят. А кто придёт на их места? Эх…

Дорогие читатели, театральный институт им. М.С. Щепкина самый маленький из столичной «золотой пятёрки». У нас всего один факультет - актёрский, и не так много мастерских. Разумеется, все друг друга хорошо знают, тесно общаются и, вообще, наш институт очень похож на большую семью. Занимаемся в своих аудиториях, но все вместе встречаемся в нашем тёплом и уютном дворике, в столовой, всегда ходим друг к другу на экзамены и спектакли, делаем общие капустники и т.д. А если у какого-то курса праздник (чей-то день рождения, день курса или какой угодно другой), то весь институт собирается в аудитории этой мастерской. Да и все мастера знают, как правило, всех студентов, потому как ходят на экзамены и принимают их.

Я помню свою первую встречу с Юрием Мефодиевичем. Когда я поступил, нас попросили приехать за неделю до учёбы и было что-то вроде отработки в школе. Нам выдали перчатки, мётлы и прочий инвентарь, и мы драили всю Щепку. Разгребали мусор из старых декораций, убирали двор и все помещения института. Меня с моим однокурсником распределили убираться на Ермоловской сцене - а там как раз была мастерская Юрия и Ольги Соломиных. И вот набиваем мы мешки каким-то мусором, весело общаемся, шутим, как вдруг зашёл Юрий Мефодиевич. Я аж мешок из рук выронил - увидел живую легенду. И такая от него энергетика, что весь зал сразу наполнился. А он поздоровался с нами, и быстро зашагал в мою сторону. Сердце колотилось неимоверно, я машинально вытянулся, как струна, всё сжалось.

-2

Соломин подошёл и обращается ко мне, как будто отлично меня знает: «Кирилл, а ты чего тут? Помогаешь первокурсникам?». Я стою и не знаю что ответить. Каким-то зажатым и неестественным голоском через долгую паузу промямлил: «Я не Кирилл». Тогда Юрий Мефодиевич улыбнулся, надел очки и тепло так, по-отечески сказал, что принял меня за своего студента Кирилла Зайцева, похлопал меня по плечу, поблагодарил за уборку, нажелал нам с однокурсником огромное множество пожеланий и добавил: «Не подводите нашу школу!», а потом ушёл. И эта фраза - не подведите школу - запомнилась мне навсегда!

Он был заведующим кафедрой актёрского мастерства, был на всех наших экзаменах, отрывках, спектаклях и речевых показах. Он редко нам делал замечания, но иногда вставал и говорил вдохновляющие речи. Говорил о русском театре, о наших традициях и школе переживания. Ну а если мы на отрывках хоть как-то пробовали переделать классические произведения или добавить чего-то своего, то его лицо сразу менялось. Соломин жёстко нам говорил, что надо сначала дорасти до этих пьес, что это преступление так уродовать классику и что эти произведения и так всегда актуальны, что в них можно бесконечно копать и находить новые авторские смыслы и посылы. Видимо, поэтому я так отношусь к современным новаторским постановкам, изгаляющимися над классикой и, как и Соломин, завожусь и раздражаюсь, видя подобное.

-3

Вот одна из его цитат про современные новаторские постановки:

«Я категорический противник того, когда на сцене коверкают классические произведения и превращают Аркадину в шл@ху, Раневскую в наркоманку, а Глумова – в человека, который лезет бабам под юбку. Нельзя подминать классику под себя. Надо сначала достичь их масштабов и попытаться понять, что они хотели сказать. Тогда и произведения зазвучат совсем по-другому. Рахманинов, Глинка, Чайковский написали так, как написали, в этом выразилась их личность, их душа. Уважайте их, попробуйте понять, а это не так уж просто! Ставить классику и подминать ее под себя – воля ваша, но это изнасилование, и оно должно караться как уголовное преступление!»

И такой позиции Юрий Мефодиевич придерживался всегда, пропитывал нас ей и всячески старался защитить свой театр от пошлости. За это ему огромное спасибо! Да, некоторые считают его театр «нафталином» или устаревшей формой, но я категорически не согласен. Я безумно люблю спектакли Малого, вижу какие они живые и масштабные (в плане разбора и проработки), и как трепетно там относятся к личности каждого автора. Есть куча современных пьес, где новаторам есть где разгуляться, но, почему-то, их непременно тянет к классике. Хорошо, ставьте, но пишите в афишах, что автор вы, и ставите лишь по мотивам. А то читаешь афишу - «Маскарад» Лермонтова, смотришь - а от «Маскарада» лишь название.

-4

Ушёл Соломин, и мне очень больно. Больно, что уходят великие, уходят истинные творцы, которые жили профессией и любили зрителя, которым был чужд пустой эпатаж и страсть набить карманы. Очень надеюсь, что в Малый не поставят какого-то новатора, который в миг перечеркнёт 35-летнюю работу Соломина. Поговаривают, что назначат Сергея Женовача, и это меня пугает. Он отличный режиссёр, поставил в Малом шикарные спектакли «Горе от ума», «Мнимый больной» и другие, но когда он пришёл худруком в МХТ, там начались скандалы, пустые залы и увядание. Хороший режиссёр не значит хороший руководитель. В общем, я болею за Малый и жду новостей.

Ну и не могу не написать про ситуацию, которая меня шокировала. Стоило только Юрию Мефодиевичу покинуть мир, как тут же появились записи в соцсетях групп Малого, Щепки и близких по теме, мол, собираем деньги на помощь семье и близким. Родственникам Соломина и студентам пришлось срочно писать везде опровержение о том, что никаких денег они не собирают. Как вообще совести хватает наживаться на такой беде? У меня слов нет… Ничего святого у мошенников.

-5

Спасибо вам, Юрий Мефодиевич за всё! За вашу любовь к театру, которую вы несли всю жизнь и делились ей с учениками и зрителями! За то, что вы хранили наш русский психологический театр и его традиции. Вы воспитали много прекрасных артистов, и я верю, что они продолжат ваше дело. Вся пошлость и подмена понятий в искусстве рано или поздно пройдёт, а настоящее и искреннее останется, как и классика будет вечной, а многих новаторов не вспомнят и через 20 лет. И вас, Юрий Мефодиевич мы не забудем!

Очень вас прошу подписаться на Телеграм - канал «Записки актёра»! Вы очень поддержите и поможете развитию моего проекта🙏 Там вас ждёт много интересных моментов из закулисья, викторины по кино и театру и многое другое. Спасибо вам огромное!

Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:

Михаил Пореченков: двойной обман или просто актёрская работа
Записки актёра
13 января 2024

Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!

Удачи вам, здоровья и только правды!

Автор: Сергей Марочкин

До встречи!