Уже весной 2024 года команда разработчиков из СевГУ проведёт лётные испытания беспилотника приморского типа Саранча. Об этом в интервью телеканалу RT рассказал проректор по инновационной деятельности вуза, кандидат физико-математических наук Сергей Дудников. Беспилотник будет приспособлен для грузовых перевозок в непростых погодных условиях, характерных для Крыма, Дальнего Востока или Поморья. Аппарат управляется по вертолётной схеме, поворачивая лопасти воздушных винтов. Благодаря этому он будет устойчив к шквалистому ветру и сможет уверенно летать в горах. Максимальная грузоподъёмность Саранчи составит 70 кг, дальность полёта — 100 км. Помимо этой модели, специалисты СевГУ работают также над проектом транспортных БПЛА семейства Жук грузоподъёмностью до 1500 кг и дальностью полёта до 1500 км. Над проектом работает объединённая команда, в которую, помимо севастопольцев, вошли москвичи и петербуржцы. В первую очередь Саранча предназначается для Крыма, но он пригодится на Дальнем Востоке, Крайнем Севере, в Поморье и на горных территориях — везде, где люди сталкиваются с суровыми погодными условиями. Саранча — очень манёвренный и выносливый грузовой дрон размером 1,5x1,5 м. Мы планируем испытать его в двух модификациях — с электрическим и газотурбинным керосиновым мотором. В первом варианте грузоподъёмность составит от 20 до 50 кг, во втором — до 70 кг. Дрон сможет летать при тумане, порывистом ветре и во время дождя. Саранча с электрическим двигателем экономичнее, но будет обладать меньшей мощностью и более скромным запасом хода по сравнению с дроном, оснащённым газотурбинным мотором. Максимальная дальность полёта на керосине составит 100 км, на электротяге — около 70 км. Оба двигателя — российского производства. Сейчас отрасль моторостроения для БПЛА активно развивается, благодаря чему появляются отечественные разработки как электромоторов, так и двигателей внутреннего сгорания, — отметил Сергей Дудников.
Напомним, что в 2022 году губернатор Севастополя Михаил Развозжаев предложил президенту РФ Владимиру Путину собирать морские беспилотники на Севморзаводе (Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе. — RT) и получил одобрение.
Кроме того, сам Севастополь на интенсиве Архипелаг 2023 в Новосибирске (состоялся летом 2023 года. — RT) стал одним из восьми регионов, где в рамках нацпроекта Беспилотные авиационные системы появятся научно-производственные центры БПЛА. В частности, НПЦ Севастополь получит свою большую производственную площадку буквально через дорогу от нашего университета. Думаю, что и там частично будет выпускаться Саранча. На первых порах рассчитываем производить несколько десятков дронов в год. Реализация проекта Саранча даст опыт, который поможет команде СевГУ продолжать конструировать новые модели транспортных БПЛА. Уже сейчас в разработке ещё три дрона новой серии Жук, которые смогут поднимать вес в 200, 500 и 1500 кг соответственно. Дальность полётов этих аппаратов будет тоже существенно выше — от 200 до 1500 км. Перспективные воздушные перевозчики будут внешне напоминать летающие тарелки — такая обтекаемая форма пока в современной авиации не использовалась. У них появятся оригинальные корпуса, которые будут создавать подъёмную силу. Таким образом, будущие БПЛА при горизонтальном движении сравняются по лётным характеристикам с небольшим пассажирским самолётом, — подчеркнул Сергей Дудников. Фото из архива ИНФОРМЕР