Найти в Дзене
Life and home

Почему старообрядцы облюбовали Басманный район Москвы и его окрестности

Оглавление

В Москве есть несколько районов, которые хранят свидетельства об особом сообществе – старообрядцах, или, как их еще называют, староверах. Вернувшись в город после десятилетий изгнания и преследований за веру, вынужденные платить двойной налог, они смогли не просто выжить, но и сделать свои общины процветающими. Предлагаем вспомнить, как это происходило в Басманном районе, где есть немало адресов, связанных со старообрядцами.

Откуда появились старообрядцы

Духовное течение старообрядчества возникло в середине XVII века в результате реформ патриарха Никона. На защиту старой веры встал протопоп Аввакум, которого поддержали тысячи простых и знатных мирян. Это привело к расколу церкви. Непокорные старообрядцы не желали скрывать веру и уходили жить уединенно.

«Путешествие Аввакума по Сибири» (картина С. Милорадовича, 1898 год)
«Путешествие Аввакума по Сибири» (картина С. Милорадовича, 1898 год)

Гонения на староверов смягчились только в период правления Екатерины II. Люди начали возвращаться в города, а больше свободы получили после страшной эпидемии чумы в Москве (в 1770-1772 годы). В то время старообрядцам, как и иностранцам, разрешали жить за чертой города. Там же власти устраивали больницы и кладбища в разгар эпидемии страшной болезни.

Старообрядцы ухаживали за больными, хоронили, принимали санитарные меры, чтобы локализовать очаги заражения. В благодарность за помощь им разрешили вернуться в Москву, но с условием селиться только в определенных районах.

Первые поселения появились за Рогожской заставой, а затем в соседних Преображенской и Немецкой слободах, в районе современных Лефортово и Бауманской. Дома глав двух больших общин – купцов Ильи Ковылина и Михаила Ясашнова – располагались по соседству, между нынешними улицами Бакунинская и Фридриха Энгельса.

Капитализм с человеческим лицом

Жизнь в своем замкнутом кругу помогала староверам не только сохранять чистоту мыслей и действий, но и увеличивать капиталы. В Москве 30 из 40 богатейших купеческих семей были старообрядцами. Причем умели они не только зарабатывать, но и тратить.

1860-е годы. Четыре ветви рода Морозовых. Слева направо: Абрам Абрамович, Тимофей Саввич, Иван Захарович и Викула Елисеевич
1860-е годы. Четыре ветви рода Морозовых. Слева направо: Абрам Абрамович, Тимофей Саввич, Иван Захарович и Викула Елисеевич

При всей патриархальности взглядов и простоте быта коммерсанты ценили искусство. Они легко шли на эксперименты и первыми начали строить оригинальные дома в неорусском стиле и стиле модерн при участии лучших архитекторов. Так, владелец ткацкой фабрики Петр Щапов заказал проект особняка старшему архитектору Московского купеческого общества Александру Каминскому. Щапов владел целым кварталом, где и построил большой семейный особняк (Бауманская, д. 58/25 – Денисовский переулок, 25/58).

Старообрядцы зарабатывали капиталы за счет трудолюбия, дисциплины и прогрессивного подхода. Например, Щапов для фабрики привез английские станки, которые проработали вплоть до 1990-х годов. Его сосед Сидор Шибаев, для которого все тот же Каминский построил колоритный дом (Новая Басманная, д. 23а, стр. 1), занимался перспективным нефтепроизводством в Баку, а Василий Хлудов (фото ниже) вложился в землю и превратил поселок Сочи в модный курорт.

-4

Духовное строительство

Староверы не осуждали и не завидовали друг другу, напротив, взаимовыручка являлась частью уклада. Сначала община помогала братьям, потом братья общине и городу. Преуспевающие купцы становились благотворителями и в первую очередь жертвовали средства на храмы. После знакового указа Николая II о веротер­пимости (1905 года) по всей стране начали возводиться десятки старообрядческих храмов. Они отличались сходством с древними северными церквями.

Один из таких храмов – Воскресенско-Покровский – находится в Токмаковом переулке (д. 17, стр. 4). Над богатым декором – изразцовой черепицей, майоликовыми панно, разноцветными витражами – работал архитектор Илья Бондаренко, участник знаменитой абрамцевской артели художников.

Воскресенско-Покровский храм
Воскресенско-Покровский храм

Еще один его шедевр – церковь Покровско-Успенской общины (Малый Гавриков пер., д. 29) – напоминает терем, правда, украшенный вполне светским орнаментом.

Церковь Покровско-Успенской общины
Церковь Покровско-Успенской общины

Старообрядцы в современной России

Старообрядцев в современной России где-то под миллион. Их жизненный уклад так и остается неизменным более трех веков. Мужчины носят бороды, женщины особым образом повязывают платки, одеваются на старый манер.

Встретить удивительных людей можно все в том же Рогожском поселке, если вы придете на его апрельскую ярмарку. Тут вам предложат и чай из самоваров, и пироги из ржаной муки, и тканые пояса, а главное – вас встретят необычные мастера и торговцы со всей страны, процветающие и знающие свое дело.