В данной статье рассматриваются психологические особенности управленческой деятельности и закономерностей работы менеджера.
В последнее время роль психологии управления в России заметно возросла.
Постепенно она занимает то место, которое ей принадлежит по праву, и которое она давно занимает в зарубежных государствах. По сути, знания об общих управленческих закономерностях и особенностях поведения людей в рамках организаций - это неотъемлемая часть общей личностной культуры для специалистов любого профиля.
- Менеджмент (от англ. "Manage" - "управлять") - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности предприятия, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением современных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
- Менеджер - профессионал в области управления фирмы, знающий основы управления, обладающий навыками и умениями организации профессиональной деятельности группы людей, деловой лидер производственного коллектива.
Менеджмент является полностью сформировавшейся самостоятельной научной дисциплиной, но и он нуждается в помощи со стороны других отраслей знания.
Например, управление персоналом не обходится без участия психологии, под которым подразумевается изучение личностных характеристик сотрудников путем интервьюирования, тестирования и контроля эмоций и мотивации.
Благодаря методикам и техникам, разработанными в психологии, кадровики могут проверить соответствие сотрудников требованиям к занимаемым ими должностям.
Помимо этого на базе психологических инструментов осуществляется профориентация будущих работников, разрабатываются рекомендации по переподготовки и обучению сотрудников компании.
Грамотные управленцы умело пользуются методиками психологии управления для повышения эффективности деятельности трудовых коллективов.
С научной точки зрения психология играет важную роль в разных сферах жизни человека, и управленческие действия не являются исключением. Как наука, психология многогранна, но конкретно психология управления персоналом специализируется на тестах, обучающих методиках, психологических программах, которые погружают сотрудников в смоделированные ситуации и обучение эффективным способам разрешения противоречий.
Знания о психологических особенностях поведения людей в организации, о закономерностях управления рассматриваются сегодня, по существу, как неотъемлемая часть общей культуры личности специалиста.
Основной составляющей успешности работы фирмы является умение менеджеров работать с людьми - социально-психологические методы управления персоналом.
Деятельность менеджера - система сложных волевых действий. Ее основными элементами являются видение основных целей, способов и условий их достижения, принятие оптимальных решений в условиях сложного выбора.
Центральным звеном деятельности менеджера является принятие управленческих решений.
В организации труда исполнителей нередко возникают трудности непонимания, психологические барьеры, противоречия, конфликты и конфликтные эмоциональные состояния. Профессионализм менеджера состоит в умении снятия конфликтов, находить компромиссы.
Причинами производственных конфликтов могут быть:
- Противоречивость целей групп и отдельных личностей;
- Различие в привычных способах действия;
- Нечеткость в разграничении прав и обязанностей различных структур;
- Ограниченность ресурсов;
- Неблагоприятные условия среды;
- Несоответствие вида деятельности функциональным обязанностям группы или отдельной личности;
- Противоречивость предъявляемых требований (когнитивный диссонанс) и др.
Нередко проявляется и конфликтность личности, ее негативные качества это зависть, обида, акцентуации и психопатии характера. Источником конфликтов может быть и сам менеджер, его негативные личностные качества - мелочность, придирчивость, злопамятность, несправедливость, беспринципность, резкость и грубость.
Конфликты оптимально не устранять, а разрешать воздействуя на их источники.
Формы разрешения конфликтов:
- Психолого-педагогические (просьба, убеждение, разъяснения, внушение);
- Административные (решение комиссии, перевод на другую работу).
Различные способы реагирования на конфликт это принуждение, избегание, сглаживание, компромисс и решение конфликтной ситуации. В целях сглаживания конфликта и нахождения компромисса нужно вынести конфликт на широкое обсуждение, не допуская при этом дальнейшего обострения, обсуждая конфликт, следует анализировать проблему, а не личностные качества его участников.
Оптимальный психологический климат в коллективе, мягкость и доброжелательность повседневного общения - одна из основных предпосылок уравновешенности, бесперебойность производства.
80% своего рабочего времени менеджеры расходуют на деловое общение. Эффективное общение - вид профессиональной деятельности менеджера.
Общительность менеджера решающим образом влияет на успешность деятельности всей организации.
Чувствительность к мере общения - важнейшее личностное качество менеджера. Его общение должно быть содержательным, иметь необходимую смысловую нагрузку.
На слово люди реагируют так же, как на непосредственные физические воздействия.
Слово может вдохновить и побудить человека на сильные и смелые поступки, и наоборот вызвать апатию и парализовать его деятельность.
В заключении отмечу, что психология менеджмента является базовой отраслью социальной психологии, которая наряду с психологией повседневных межличностных отношений образует основную сферу жизнедеятельности человека.
Всем спасибо за внимание, подписывайтесь если нравится канал, лайкайте, комментируйте до скорых встреч в новых статьях!