Найти тему
Mayapur Parama Karuna Ashram

Сегодня уход Шри Джагадиши Пандита

Глава 6. Шрила Джагадиша Пандит

апаре йаджна—патнйау шри джагадиша-хиранйакау |

экадашйам йайор аннам прартхайитва’гхасат прабхух ||

Жены жрецов-брахманов Враджа родились как Джагадиша и Хиранья. Господь (Махапрабху) просил у них 

пожертвования и принял от них прасад в день Экадаши.

(«Гаура-ганоддеша-дипика», 192).

асид врадже чандрахасо нартако раса-ковидах |

со’йам нритйа-виноди шри-джагадишакхйах пандитах ||

Во Врадже жил танцор по имени Чандрахаса, он был знатоком вкуса расы. В Чайтанья-лиле он стал Джагадишей Пандитом, который тоже получал огромное удовольствие, танцуя для Господа («Гаура-ганоддеша-дипика», 143).

Джагадиша Пандит считается одновременно и Нитьянанда-шакхой, и Чайтанья-шакхой, т.е. ветвью как Чайтаньи, так и Нитьянанды на древе желаний преданности. 

Он родился в городе Гаухати [он же — Гувахати] 

(Прагджьотишпур) в современном штате Ассам. Его отца звали Камалакша Бхатта. 

Его родители оба были преданными Вишну. Когда они умерли, он вместе со своей женой Духкхини и братом Хираньей пришёл в Маяпур, на берега Ганги, и там они построили дом неподалеку от дома Джаганнатхи Мишры. 

Джагадиша Пандит стал очень близким другом Джа-

ганнатхи Мишры.

Джагадиша и его жена Духкхини обладали такой же 

родительской любовью к маленькому Нимаю, как Джаганнатха и Шачи. Духкхини была для Нимая как мать, 

а иногда — даже его кормилицей. Нимай, сын Шачи, — 

это ни кто иной, как сын Яшоды, воплощение Верховного Господа Кришны. Только вечному спутнику Господа, и никому иному, может посчастливиться обращаться с 

Ним, как с сыном.

Нимай просит в качестве подаяния 

подношение Джагадиши.

Махапрабху Своими играми продемонстрировал, насколько Ему дорог Джагадиша Пандит. Шриман Махапрабху — отец санкиртаны и даже будучи еще ребенком 

он хитростью заставлял всех повторять Святые Имена. 

Шачи и все соседи хлопали в ладоши и пели имена Господа, для того, чтобы Он перестал плакать. 

Однако в один день Экадаши, Нимай не прекращал плакать, несмотря на то, что Шачи Мата и Джаганнатха 

Мишра пели Святые имена как всегда. 

Его родители были сбиты с толку и стали беспокоиться. И в отчаянии они спросили Его: «Чего ты хочешь, 

дитя? Что нам дать тебе, чтобы ты перестал плакать?» 

Нимай ответил: «Сегодня в доме Джагадиши Вишну 

поднесли блюдо из риса. Я хочу съесть немножко из этого прасада. Принесите мне его, и я перестану плакать».

Джаганнатха Мишра был поражен тем, о чем сказал Нимай. Откуда он мог узнать, что Джагадиша Пандит 

на Экадаши готовит подношение из риса? 

Джаганнатха Мишра немедленно отправился в дом 

своего соседа и с удивлением увидел большое подношение, которое действительно предложили Божеству Вишну. Джаганнатха рассказал Джагадише о просьбе Нимая, добавив, что обеспокоен — ведь неправильно есть рис в день Экадаши. 

Но вечный спутник Гауранги, Джагадиша Пандит, 

знал, что это маленький Гопал в образе Нимая проголодался. Без колебаний он отдал Джаганнатхе Мишре всё подношение целиком. Как только Нимай получил тарелку, Он тут же перестал плакать и радостно начал есть.

«Джагадиша Пандит и Хиранья [являются ветвями 

Чайтаньи на древе желаний преданности]. Милостивый Господь, когда был маленьким мальчиком, одарил их Своей милостью. Он съел подношение Вишну в их доме в день Экадаши»

(«Чайтанья-чаритамрита», Ади, 10.70-71).

«Джагадиша Пандит очищает всю вселенную, поскольку нектар любви к Кришне льется из него потоками дождя»

(«Чайтанья-чаритамрита», Ади, 11.30).

Упомянутая выше игра описана в «Чайтанья-бхагавате», Ади-кханда, глава 4. «Господь забирает у праданного то, что тот даже не предлагает Ему, однако не 

проявляет никакого интереса к дарам непреданного».

Подобно тому, как Махапрабху был покорен преданностью Джагадиши Пандита, так и Его самый дорогой 

спутник, Нитьянанда Прабху, считал Джагадишу одним из своих близких помощников. Нитьянанда Прабху был жизнью и душой Джагадиши. 

Джагадиша присутствовал в Панихати во время Чира-дадхи Махотсавы.

Джагадиша и Джаганнатха

Прежде чем принять санньясу, Махапрабху велел Джагадише отправляться в Нилачалу и проповедовать Кришна-бхакти и религиозную практику этого века — 

Харинама-санкиртану. Сын Нанды, Шри Кришна и сын Джаганнатхи Мишры, Шри Гаурасундара — одна та же самая Истина, что и Сам Джаганнатха. 

Прибыв в Пури, Джагадиша пошел на даршан Джаганнатхи и, увидев Его, растаял от любви. Однако на 

обратном своем пути в Бенгалию, он чувствовал сильнейшую разлуку с Джаганнатхой. 

Тысячи тысяч людей каждый день отправляются в паломничество в Пури. Все они получают даршан Джаганнатхи, но сколько из них переполнены чувством разлуки во время возвращения домой? Возможно, время от времени какой-нибудь удачливый человек способен почувствовать такие эмоции. Если кто-то на самом деле 

ощущает такие муки разлуки, то это — признак милости Джаганнатхи;

а если нет — то он по-настоящему не получил милость Господа.

Джаганнатха Дев увидел, как Джагадиша плачет и поэтому милостиво явился ему во сне, и сказал ему взять с собой Его виграху и служить. 

В то же самое время Он явился царю Ориссы и приказал ему, что когда наступит время нава-калевары, смены деревянного Божества Джаганнатхи, то сменяемую 

форму следует отдать Джагадише Пандиту. 

Таким образом, встретившись с Джагадишей, Махарадж посчитал великой честью отдать ему уходящую форму Джаганнатхи, которая известна как самадхи-

стха-виграха.

Джагадиша стал молиться Джаганнатхе и спрашивать, как же возможно для него пронести такую тяжелую фигуру Божества весь обратный путь в Бенгалию. 

Джаганнатха ответил, что станет легким, как пробка; 

и тогда Джагадиша укроет Его новой тканью и сможет нести Его вместе с помощниками. В месте, где Божество опустится на землю, Джагадиша должен будет остановиться и устроить всё для постоянного поклонения Джаганнатхе.

Джагадиша заручился поддержкой двух брахманов, 

и те поочередно несли Джаганнатху до деревни Джашора [Яшада-грам] на берегах Ганги, что неподалеку от 

города Чакдаха. Там Джагадиша оставил Джаганнатху 

с одним из брахманов и отправился принять омовение в Ганге. 

Внезапно брахман обнаружил, что Джаганнатха стал 

очень тяжелым, и что ему больше не удержать Божество. И когда Джагадиша вернулся после омовения, то увидел, что Джаганнатха сидит на земле. Джагадиша понял, что Господь хочет остаться именно в этом месте. 

Чакдаха — историческое место, а также древнее святое место. В пуранический период истории это место было известно как Ратхаварма. Прадьюмна убил здесь 

демона Самбару во времена воплощения Кришны в конце века Двапара, и поэтому это место стало известным как Прадьюмна-нагара. А до этого события, когда Бхагиратха привел Гангу, чтобы спасти династию Сагары, 

то закопал здесь колесо от своей колесницы. 

Поэтому город был назван Чакрадаха, это название 

со временем превратилось в Чакдаху.

Когда местные жители услышали новости, что Божество Джаганнатхи из Пури приехало в Джашору и решило здесь остаться, то тысячи людей стали стекаться с 

желанием получить даршан. 

Вот как Джагадиша решил остаться в Джашоре, а не возвращаться к себе домой в Маяпур.

И Нитьянанда Прабху, и Чайтанья Махапрабху дважды посещали храм Джаганнатхи в Джашоре, привлеченные родительской любовью и преданностью Джагадиши Пандита и его жены. Оба раза они проводили 

санкиртану и устраивали пир. 

Когда Господь собирался уже покинуть Джашору и 

отправиться в Пури, то Духкхини так сильно заплакала от неизбежной разлуки, что Махапрабху согласился 

остаться там в образе Божества Гаура-Гопала.

У Джагадиши Пандита и Духкхини был один сын, его звали Рамабдхадра Госвами.

Источник:

Из книги ШРИЛА БХАКТИ ВАЛЛАБХА ТИРТХА СВАМИ

Чайтанья: Его жизнь и спутники (ШРИ ГАУРА-ПАРШАД)

Наш телеграмм канал:

Mayapur Parama Karuna Ashram