Глава 6. Шрила Джагадиша Пандит
апаре йаджна—патнйау шри джагадиша-хиранйакау |
экадашйам йайор аннам прартхайитва’гхасат прабхух ||
Жены жрецов-брахманов Враджа родились как Джагадиша и Хиранья. Господь (Махапрабху) просил у них
пожертвования и принял от них прасад в день Экадаши.
(«Гаура-ганоддеша-дипика», 192).
асид врадже чандрахасо нартако раса-ковидах |
со’йам нритйа-виноди шри-джагадишакхйах пандитах ||
Во Врадже жил танцор по имени Чандрахаса, он был знатоком вкуса расы. В Чайтанья-лиле он стал Джагадишей Пандитом, который тоже получал огромное удовольствие, танцуя для Господа («Гаура-ганоддеша-дипика», 143).
Джагадиша Пандит считается одновременно и Нитьянанда-шакхой, и Чайтанья-шакхой, т.е. ветвью как Чайтаньи, так и Нитьянанды на древе желаний преданности.
Он родился в городе Гаухати [он же — Гувахати]
(Прагджьотишпур) в современном штате Ассам. Его отца звали Камалакша Бхатта.
Его родители оба были преданными Вишну. Когда они умерли, он вместе со своей женой Духкхини и братом Хираньей пришёл в Маяпур, на берега Ганги, и там они построили дом неподалеку от дома Джаганнатхи Мишры.
Джагадиша Пандит стал очень близким другом Джа-
ганнатхи Мишры.
Джагадиша и его жена Духкхини обладали такой же
родительской любовью к маленькому Нимаю, как Джаганнатха и Шачи. Духкхини была для Нимая как мать,
а иногда — даже его кормилицей. Нимай, сын Шачи, —
это ни кто иной, как сын Яшоды, воплощение Верховного Господа Кришны. Только вечному спутнику Господа, и никому иному, может посчастливиться обращаться с
Ним, как с сыном.
Нимай просит в качестве подаяния
подношение Джагадиши.
Махапрабху Своими играми продемонстрировал, насколько Ему дорог Джагадиша Пандит. Шриман Махапрабху — отец санкиртаны и даже будучи еще ребенком
он хитростью заставлял всех повторять Святые Имена.
Шачи и все соседи хлопали в ладоши и пели имена Господа, для того, чтобы Он перестал плакать.
Однако в один день Экадаши, Нимай не прекращал плакать, несмотря на то, что Шачи Мата и Джаганнатха
Мишра пели Святые имена как всегда.
Его родители были сбиты с толку и стали беспокоиться. И в отчаянии они спросили Его: «Чего ты хочешь,
дитя? Что нам дать тебе, чтобы ты перестал плакать?»
Нимай ответил: «Сегодня в доме Джагадиши Вишну
поднесли блюдо из риса. Я хочу съесть немножко из этого прасада. Принесите мне его, и я перестану плакать».
Джаганнатха Мишра был поражен тем, о чем сказал Нимай. Откуда он мог узнать, что Джагадиша Пандит
на Экадаши готовит подношение из риса?
Джаганнатха Мишра немедленно отправился в дом
своего соседа и с удивлением увидел большое подношение, которое действительно предложили Божеству Вишну. Джаганнатха рассказал Джагадише о просьбе Нимая, добавив, что обеспокоен — ведь неправильно есть рис в день Экадаши.
Но вечный спутник Гауранги, Джагадиша Пандит,
знал, что это маленький Гопал в образе Нимая проголодался. Без колебаний он отдал Джаганнатхе Мишре всё подношение целиком. Как только Нимай получил тарелку, Он тут же перестал плакать и радостно начал есть.
«Джагадиша Пандит и Хиранья [являются ветвями
Чайтаньи на древе желаний преданности]. Милостивый Господь, когда был маленьким мальчиком, одарил их Своей милостью. Он съел подношение Вишну в их доме в день Экадаши»
(«Чайтанья-чаритамрита», Ади, 10.70-71).
«Джагадиша Пандит очищает всю вселенную, поскольку нектар любви к Кришне льется из него потоками дождя»
(«Чайтанья-чаритамрита», Ади, 11.30).
Упомянутая выше игра описана в «Чайтанья-бхагавате», Ади-кханда, глава 4. «Господь забирает у праданного то, что тот даже не предлагает Ему, однако не
проявляет никакого интереса к дарам непреданного».
Подобно тому, как Махапрабху был покорен преданностью Джагадиши Пандита, так и Его самый дорогой
спутник, Нитьянанда Прабху, считал Джагадишу одним из своих близких помощников. Нитьянанда Прабху был жизнью и душой Джагадиши.
Джагадиша присутствовал в Панихати во время Чира-дадхи Махотсавы.
Джагадиша и Джаганнатха
Прежде чем принять санньясу, Махапрабху велел Джагадише отправляться в Нилачалу и проповедовать Кришна-бхакти и религиозную практику этого века —
Харинама-санкиртану. Сын Нанды, Шри Кришна и сын Джаганнатхи Мишры, Шри Гаурасундара — одна та же самая Истина, что и Сам Джаганнатха.
Прибыв в Пури, Джагадиша пошел на даршан Джаганнатхи и, увидев Его, растаял от любви. Однако на
обратном своем пути в Бенгалию, он чувствовал сильнейшую разлуку с Джаганнатхой.
Тысячи тысяч людей каждый день отправляются в паломничество в Пури. Все они получают даршан Джаганнатхи, но сколько из них переполнены чувством разлуки во время возвращения домой? Возможно, время от времени какой-нибудь удачливый человек способен почувствовать такие эмоции. Если кто-то на самом деле
ощущает такие муки разлуки, то это — признак милости Джаганнатхи;
а если нет — то он по-настоящему не получил милость Господа.
Джаганнатха Дев увидел, как Джагадиша плачет и поэтому милостиво явился ему во сне, и сказал ему взять с собой Его виграху и служить.
В то же самое время Он явился царю Ориссы и приказал ему, что когда наступит время нава-калевары, смены деревянного Божества Джаганнатхи, то сменяемую
форму следует отдать Джагадише Пандиту.
Таким образом, встретившись с Джагадишей, Махарадж посчитал великой честью отдать ему уходящую форму Джаганнатхи, которая известна как самадхи-
стха-виграха.
Джагадиша стал молиться Джаганнатхе и спрашивать, как же возможно для него пронести такую тяжелую фигуру Божества весь обратный путь в Бенгалию.
Джаганнатха ответил, что станет легким, как пробка;
и тогда Джагадиша укроет Его новой тканью и сможет нести Его вместе с помощниками. В месте, где Божество опустится на землю, Джагадиша должен будет остановиться и устроить всё для постоянного поклонения Джаганнатхе.
Джагадиша заручился поддержкой двух брахманов,
и те поочередно несли Джаганнатху до деревни Джашора [Яшада-грам] на берегах Ганги, что неподалеку от
города Чакдаха. Там Джагадиша оставил Джаганнатху
с одним из брахманов и отправился принять омовение в Ганге.
Внезапно брахман обнаружил, что Джаганнатха стал
очень тяжелым, и что ему больше не удержать Божество. И когда Джагадиша вернулся после омовения, то увидел, что Джаганнатха сидит на земле. Джагадиша понял, что Господь хочет остаться именно в этом месте.
Чакдаха — историческое место, а также древнее святое место. В пуранический период истории это место было известно как Ратхаварма. Прадьюмна убил здесь
демона Самбару во времена воплощения Кришны в конце века Двапара, и поэтому это место стало известным как Прадьюмна-нагара. А до этого события, когда Бхагиратха привел Гангу, чтобы спасти династию Сагары,
то закопал здесь колесо от своей колесницы.
Поэтому город был назван Чакрадаха, это название
со временем превратилось в Чакдаху.
Когда местные жители услышали новости, что Божество Джаганнатхи из Пури приехало в Джашору и решило здесь остаться, то тысячи людей стали стекаться с
желанием получить даршан.
Вот как Джагадиша решил остаться в Джашоре, а не возвращаться к себе домой в Маяпур.
И Нитьянанда Прабху, и Чайтанья Махапрабху дважды посещали храм Джаганнатхи в Джашоре, привлеченные родительской любовью и преданностью Джагадиши Пандита и его жены. Оба раза они проводили
санкиртану и устраивали пир.
Когда Господь собирался уже покинуть Джашору и
отправиться в Пури, то Духкхини так сильно заплакала от неизбежной разлуки, что Махапрабху согласился
остаться там в образе Божества Гаура-Гопала.
У Джагадиши Пандита и Духкхини был один сын, его звали Рамабдхадра Госвами.
Источник:
Из книги ШРИЛА БХАКТИ ВАЛЛАБХА ТИРТХА СВАМИ
Чайтанья: Его жизнь и спутники (ШРИ ГАУРА-ПАРШАД)
Наш телеграмм канал: