Поддержание дисциплины в наших школах – весьма актуальная тема. В условиях практически полной вседозволенности для учеников и многочисленных ограничениях для педагогов, предоставление качественных знаний становится сверхсложной задачей. В последнее время все чаще можно услышать предложения ввести на законодательном уровне физические наказания для школьников, как временную экстренную меру для противодействия агрессивным проявлениям учеников по отношению к другим школьникам и педагогам.
История вопроса
До XX века физические наказания для провинившихся школьников были обычным делом. Широко применявшиеся в большинстве развитых стран, они поддерживали железную дисциплину в государственных и частных школах. Россия не была исключением и активно применяла данный метод воспитания.
Телесные наказания были наиболее распространенными. Они применялись за такие провинности, как непослушание, плохая учеба, прогулы, драки и другие нарушения дисциплины. Самым распространенным телесным наказанием была порка розгами. Розги изготавливались из березовых веток и могли быть разной длины и толщины. Порка могла быть как одиночной, так и коллективной, когда пороли всех учеников класса или школы.
Выполнял эту экзекуцию специальный человек – надзиратель, а при его отсутствии – сами учителя или директор.
Боязнь телесных наказаний повышала дисциплину и способствовала повышению успеваемости, как конкретного ученика, так и всего класса в целом.
Вот как описывает эту процедуру Лев Толстой
В романе "Война и мир" один из главных героев, Пьер Безухов, вспоминает о своем детстве и о том, как его пороли розгами за то, что он не хотел учить латынь.
"Потом, я помню, меня повели в канцелярию, где меня ждал другой страшный человек, с рыжей бородой. Он долго ходил вокруг меня, на меня смотрел и, наконец, сказал: "Ну, что ж, ты не хочешь учить латынь? Ну, это очень хорошо. Я тебе дам такой урок, что ты никогда не забудешь".
Он велел мне раздеться и лечь на лавку. Потом взял розги и начал меня пороть. Бил сильно и больно. Я кричал и плакал, но он не переставал меня пороть. Наконец, он устал и бросил розги. Я лежал на лавке, весь в слезах. Мне было очень больно, и я очень боялся. Я не знал, что будет дальше. Но потом мне сказали, что я могу идти домой. Я оделся и пошел домой. Я был очень расстроен и подавлен. Я не мог понять, за что меня так наказали. Я долго не мог забыть этот урок. Он остался у меня в памяти на всю жизнь".
Такие методы воспитания сегодня кажутся многим чрезмерно жестокими, но они приносили свои результаты. Надо отметить, что дисциплина в школах тех времен была «железная».
В конце XIX и начале XX века в России, как и во всем мире, стали появляться сторонники гуманизации школьного воспитания. Они выступали против телесных наказаний и призывали применять более мягкие методы воздействия на провинившихся школьников. Однако их идеи не получили широкого распространения, и телесные наказания продолжали применяться в российских школах вплоть до 1917 года, когда постановлением нового революционного правительства они были окончательно запрещены.
Нужно ли вводить физические наказания в школах современной России
Состояние нашей школьной общеобразовательной системы вызывает большую тревогу. Уровень знаний школьников падает одновременно с дисциплиной. Присутствие в классе нескольких неконтролируемых учеников может не только испортить статистику успеваемости, но и воспрепятствовать нормальному обучению всего остального класса. В результате – недоученные выпускники школы пополнят армию малограмотного населения страны.
В настоящее время средств воздействия на таких учеников нет. Ограничение прав учителей обернулось общим падением дисциплины и снижением качества школьного образования. В таких условиях некоторые педагоги призывают ввести в школах физические наказания, как экстренную временную меру для нормализации обстановки в школах.
На эту тему в конце XX века был выпущен научный труд известного ученого доктора Дж. Добсона, в котором отстаивается идея о необходимости применения физических мер воздействия в ходе воспитательного процесса.
Опрос по теме физических наказаний в школах
Как сообщает «Учительская газета», для выявления отношения к возможному введению телесных наказаний в школах, был проведен опрос школьников и учителей в одной из школ г. Комсомольска-на-Амуре. В качестве респондентов выступали две группы: учащиеся старших классов и учителя. Участникам анкетирования были заданы следующие вопросы:
- 1. Ваше отношение к телесным наказаниям в воспитании.
- 2. Кто должен осуществлять телесное наказание ребенка?
- 3. Кто, на ваш взгляд, должен назначать телесное наказание?
- 4. Перечислите проступки, за которые, на ваш взгляд, может быть назначено телесное наказание.
- 5. Считаете ли вы, что в современной школе необходимо ужесточить требования к дисциплине учащихся?
- 6. Считаете ли вы возможным официальное введение телесных наказаний в современных образовательных учреждениях?
Кроме того, группе учителей предлагалось ответить еще на один вопрос: «Какой вид телесного наказания вы считаете наиболее приемлемым?».
В группе учеников были получены следующие результаты:
Несмотря на то, что при введении телесных наказаний все самые неприятные последствия коснутся в первую очередь самих учащихся, однозначно против их введения высказалось менее четверти опрошенных – 23,5%. Признали значимость телесных наказаний еще меньше – 10,5%, но согласилось с возможностью их применения в исключительных случаях подавляющее большинство – 65,8%. К этой цифре можно смело добавить еще 4% учащихся, которые пытались перечислить те случаи, в которых телесные наказания допустимы.
То есть большинство детей готовы к применению телесных наказаний в исключительных случаях, о чем говорили в своих работах еще Я.А.Коменский, Д. Локк, Н.И.Пирогов.
Не менее интересные результаты дал опрос среди учителей. Однозначно отвергают телесные наказания только 2,7% опрошенных, поддерживают 16,2% и поддерживают в исключительных случаях 81%.
Еще более впечатляющими оказались результаты ответов на четвертый вопрос, где речь шла о ситуациях, в которых, по мнению педагогов, может быть назначено телесное наказание. Первые три варианта ответов набирают уже 81%, 81% и 70,2% (напомним, это – вызывающее поведение, агрессия по отношению к сверстнику и агрессия по отношению к старшему) соответственно.
И наконец, последний вопрос, который был задан только группе учителей: «Какой вид телесного наказания вы считаете наиболее приемлемым?» Подавляющее большинство ответило: «Розги или ремень». Доминировал ремень. Встречались и неожиданные варианты: «пощечина», «подзатыльник» и даже «холодный карцер» ...
В заключение:
Предложенные выше меры поддержания дисциплины в школах, являются достаточно радикальными, но если не предпринимать никаких мер, то дальнейшая степень разрушения нашей системы образования будет только увеличиваться и очень скоро может достичь критической отметки.
В настоящий момент в России еще остались школы, способные дать хорошие знания и подготовить детей к взрослой жизни. Однако с каждым годом их становится все меньше. Многочисленные «оптимизации» и «адаптации» делают свое дело. Рано или поздно наступит момент, когда система образования превратится в нежизнеспособную структуру, не способную выполнять возложенные на нее задачи.
12.01.2024 г.
Полная версия статьи - https://obrmos.ru/news/_9news_906.html