Найти в Дзене

Музей АПЛ "Ленинский комсомол" в Кронштадте, в котором нас удивило совсем не то, что мы ожидали

Знаменитая К-3 - первая советская атомная лодка стала и первой подлодкой, на которой мы побывали.

Совсем недавно, в прошлом году, лодку провозили по улицам Кронштадта, чтобы разместить в музее.

Фото автора с информационного стенда музея
Фото автора с информационного стенда музея

И вот уже она в Кронштадте, в Музее военно-морской славы России, о котором я рассказывала в предыдущей статье⬇️

Первое впечатление от лодки - КАКАЯ ОНА ОГРОМНАЯ! На этом фото на её фоне с трудом можно разглядеть моего мужа, который стоит внизу.

Музей атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Фото автора
Музей атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Фото автора

Пока ждали экскурсию, обошли субмарину со всех сторон и увидели со всех ракурсов. Кстати, проект размещения подводного корабля такого размера (его длина – 107 метров) на суше в крытом помещении уникален в мировой истории.

Понравился дизайн зала музея: лодка стоит в углублении, склоны которого выполнены в виде рельефа дна.

Музей атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Фото автора
Музей атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Фото автора

Не понравилась красная подсветка. На мой взгляд, уместнее было бы сделать голубую, под цвет воды. Но, возможно, есть какая-то конкретная необходимость в красном свете - забыла спросить у экскурсовода.

Ещё понравилось, что экскурсию начали с рассказа об Анатолие Петровиче Александрове - научном руководителе Атомной энергетики и Флота СССР.

Потом провели краткий инструктаж, причём экскурсовод несколько раз акцентировал наше внимание на том, что он автор блога "Петербург и около" (Что ж, раз ему это так важно, упомяну его канал в статье, мне не трудно!). Мы думали, что гид будет вести всю экскурсию, однако он сопроводил нас только до входа на подлодку.

Дальше наша небольшая группа (человек 7 всего) должна была пройти самостоятельно все 9 отсеков К-3, но в каждом отсеке была включена аудиоэкскурсия. Помню, так же была организована экскурсия в усадьбе Репина "Пенаты"⬇️

Времени на осмотр каждого отсека нам вполне хватило, но было тесновато. Чтобы сфотографироваться, приходилось ждать, пока остальная часть группы перейдёт в следующий отсек.

Музей атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Фото автора
Музей атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Фото автора

О том, что нас с мужем поразило больше всего на "Ленинском комсомоле" (и это не реакторный отсек, как мы ожидали) напишу чуть ниже, а пока покажу отсеки и очень кратко расскажу об истории К-3.

Музей атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Фото автора
Музей атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Фото автора

В 1952 году группа ведущих советских ученых-атомщиков, среди которых были Игорь Курчатов, Анатолий Александров и Николай Доллежаль. предложила правительству использовать атомную энергию на подводных лодках. В том же году Совет министров СССР принял постановление, подписанное лично Сталиным, о создании первой отечественной атомной подводной лодки. И уже в сентябре 1955 года состоялась закладка корабля в Северодвинске.

Музей атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Фото автора
Музей атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Фото автора

Постройка корабля была выполнена в рекордно короткие сроки - 1 июля 1958 года К-3 вошла в состав ВМФ СССР.

Но из-за такой спешки сразу после начала эксплуатации лодки было выявлено много поломок, поэтому экипаж постоянно поддерживал связь с заводом-строителем, что-то регулярно чинил и совершенствовал, подвергая себя радиационному заражению. Как было рассказано на экскурсии, главной проблемой стали микротрещины трубных систем парогенераторов. Их через какое-то время эксплуатации даже пришлось заменить на более прочные и совершенные.

Была на К-3 и крупная авария. Она произошла 8 сентября 1967 года. На 56-е сутки похода на лодке, находящейся в подводном положении в водах Норвежского моря, вспыхнул объемный пожар. Находящиеся в первом и втором отсеке 39 человек сгорели за считанные минуты. Еще немного и взорвался бы весь торпедный боезапас. Ситуацию спас командир второго отсека капитан-лейтенант Анатолий Маляр, который перед тем как погибнуть, успел захлопнуть изнутри люк, чем предотвратил дальнейшее распространение огня.

Музей атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Фото автора
Музей атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Фото автора

Только благодаря умелым действиям экипажа удалось спасти корабль. Позже комиссия назвала причиной воспламенения в торпедном отсеке прорыв одном из узлов системы гидравлики: вместо уплотнительной прокладки из красной меди стояла примитивная шайба, вырезанная из паронита и не рассчитанная на перепады давления. Видимо, кто-то во время заводского ремонта поменял прокладку. Со временем уплотнитель раскис, и произошел прорыв масла, которое тут же воспламенилось.

Музей атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Фото автора
Музей атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Фото автора

Эта трагедия не стала достоянием широкой общественности ни в 1967 году, ни в период Перестройки, да и наши дни мало, кто о ней знает.

Несмотря на аварии и поломки, корабль был в строю до 1991 года и прошел 130 тысяч миль, то есть почти шесть раз обогнул Землю по экватору. В начале 90-х подлодку вывели из состава ВМФ и долгие годы она ждала утилизации. Но моряки, промышленность и наука боролись за лодку много лет. В 2005 году ее доставили в Снежногорск на судоремонтный завод "Hерпа", а 2007-м вырезали реактор, заменив его отсеком-муляжом. В 2020 году специалисты начали восстанавливать корабль, только адаптировали его для гражданских: теперь тут нет узких проходов.

Но зато в большом количестве есть узкие и короткие кровати - то, что нас с мужем так сильно удивило⬇️

Будучи людьми высокого роста, мы так и не смогли представить, как можно уместиться на койке длиной около 150 см и шириной около 50?

Даже несмотря на то, что в подводники моряков набирали не выше 165 сантиметров, некоторые койки так расположены, что спать на них невозможно.

Музей атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Фото автора
Музей атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Фото автора

Может, конечно, они не висели так изначально. Посмотрите, какая-то труба упирается прямо в подушку!

Музей атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Фото автора
Музей атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Фото автора

Также непонятно, почему столь ценное пространство заполнено диванчиками, которые не поднимаются и не складываются. Разве это рационально?

Меня ещё сильно удивил туалет на субмарине.

Музей атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Фото автора
Музей атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Фото автора

Никак не укладывается у меня в голове, почему в век высоких технологий, когда могли атомным реактором оснастить лодку, пол в туалете и в других помещениях покрывали обычной кафельной плиткой? Неужели не было ничего более современного? Впрочем, и оборудование на подводной кухне удивляет своей примитивностью.

Музей атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Фото автора
Музей атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Фото автора

Как мы поняли из экскурсии, быт подводников вообще очень суров, и удивительно, что есть люди, которые идут служить на субмарины добровольно. Надеюсь, что их нелёгкая и рискованная служба хотя бы нормально оплачивается.

А вообще экскурсия была очень интересная. Жаль только, что не показывают нижние отсеки и рубку. Но несмотря на высокую цену за экскурсию, я рекомендую вам побывать на легендарном корабле ⬇️

Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста👍и подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине", чтобы прочитать и другие статьи: