Найти тему
Невыдуманные истории

Хрущевская «оттепель». Часть I.

В последний день февраля 1953 года Сталин вызвал в Кремль Хрущева, Маленкова, Берию и Булганина. После совещания компания отправилась на Ближнюю дачу поужинать, причем Сталин был в очень хорошем настроении. К 6 часам утра гости разъехались, а через некоторое время Сталин потерял сознание и упал, пролежав без помощи 12 – 14 часов – охранники не решались войти в комнату. В ночь с 1 на 2 марта на дачу приехали Хрущев, Булганин и Маленков, но почему – то приказали охране не беспокоить Сталина. Врачи прибыли только утром 2 марта, но уже не смогли помочь – вечером 5 марта Сталин скончался. Его смерть при таких обстоятельствах породила множество слухов - очень многие высокопоставленные руководители допускали возможность убийства Сталина. Об этом говорили Хрущев, Молотов, Каганович и пишут современные исследователи.

Как бы то ни было, но смерть Сталина явилась для большинства советских людей личным горем; его смерть оплакивалась по всей стране. На церемонии прощания с ним в страшной давке на улицах Москвы погибли сотни людей. Но были и те, кто радовался смерти Сталина – в лагерях и тюрьмах заключенные бросали в воздух шапки и кричали: «Свобода». Забальзамированное тело «вождя всех времен и народов» было помещено в Мавзолей, рядом с телом Ленина и находилось там до 1961 года.

После смерти Сталина в Кремле началась борьба за власть между двумя группировками видных большевиков: с одной стороны – Берия, Маленков, Сабуров, Хрущев, с другой – Молотов, Ворошилов, Каганович, Микоян. Главой правительства стал Маленков, а его заместителем и главой МВД стал Лаврентий Павлович Берия - весьма зловещая фигура в большевистском истеблишменте. Расчетливый и безжалостный человек, он был причастен к массовым репрессиям (хотя уменьшил их размах, сменив Ежова на посту шефа НКВД).

С 1938 года Берия являлся наркомом (министром) внутренних дел. Он был инициатором и организатором массового выселения под разными предлогами со своих земель карачаевцев, чеченцев, ингушей, крымских татар, турков – месхетинцев. Во время войны, будучи членом Государственного Комитета обороны (ГКО), обеспечивал контроль над производством самолётов и различного вооружения. С августа 1945 года Берия занимался исключительно атомным проектом, занимая должность «Спецкомитета» по атомной энергии.

После смерти Сталина Берия неожиданно для всех выступил в роли либерала. По его инициативе была проведена широкая амнистия, в результате которой летом 1953 года на свободу вышло около миллиона уголовников. В течение нескольких месяцев страна находилась под их террором – достаточно вспомнить фильм «Холодное лето 1953 - го».

Впрочем, амнистия не распространялась на политических заключенных, осужденных по ст. 58 за «антисоветскую деятельность».

По инициативе Берии были освобождены многие политические и военные деятели, в т.ч. осужденные по «авиационному» делу. В ближайшее время Берия собирался ликвидировать печально известный ГУЛАГ.

Но не только этим «отличился» Лаврентий Павлович – он предложил …не строить социализм в Восточной Германии. На заседании Президиума Совета министров СССР 27 мая 1953 года он заявил: «…нам нужна только мирная Германия, а будет там социализм или не будет, нам все равно». Коллеги с ним не согласились и подвергли его «товарищеской» критике. Впрочем, после ареста Берии в июне 1953 года ему этот демарш припомнили. Предложения Берии не только по вопросу о ГДР были крамольными: он предлагал отдать Курильские острова Японии, Карельский перешеек - Финляндии, Кенигсберг – Германии.

Почему один из самых одиозных сталинцев превратился вдруг в радикального реформатора? Окончательного ответа на этот вопрос у историков нет. Может быть, Берия хотел дистанцироваться от Сталина и набрать популярность в народе, рассчитывая занять со временем высший пост в государстве?

Сегодня многие историки признают, что Лаврентий Павлович был незаурядным менеджером - его выдающиеся организаторские способности, железная воля, позволили создать атомную бомбу всего за четыре года. Другое дело, что его методы руководства включали в себя не только площадную брань и оскорбления, но и прямые угрозы. Академик Капица по этой причине наотрез отказался работать с Берией, рискуя своей жизнью.

Отличался Берия и неуемной любвеобильностью. Одной из задач его начальников охраны Рафаэля Саркисова и Сардиона Надарая был поиск и доставка женщин для любовных утех, причем выбор Берии был непредсказуем - он мог указать на даму на улице, в театре, на жену генерала, на певицу или актрису. Охранники Берии отслеживали их, выезжали по адресам и привозили к своему шефу. По словам Галины Вишневской, Берия предпочитал несовершеннолетних девочек.

Количество только установленных любовниц Берии составляло 221. Кого только не было в их числе: спортсменки уровня чемпионок мира, официантки, певицы, артистки, комсомольские бонзы, проститутки, домохозяйки, летчицы, студентки и даже школьницы.

Большинство членов Политбюро Берию боялось – зная его, они понимали, что он может пойти на все. Так, пути двух друзей разошлись – Хрущев начал подготовку к аресту Берии. Заручившись поддержкой многих видных руководителей, 25 июня 1953 года на заседании Совета Министров Хрущев резко высказался против Берии, а находящиеся в соседней комнате генералы во главе с маршалом Жуковым арестовали его. Через полгода после ареста – в декабре 1953 года - Берия был расстрелян. Причем судили Берию не за реальные преступления, а совершенно надуманные, в том числе за «сотрудничество с иностранными разведками». В народе же распевали частушку: «Лаврентий Палыч Берия / не оправдал доверия / осталися от Берии / только пух и перия».

После устранения Берии главным лицом в стране стал Хрущев, который первым делом позаботился об уничтожении документов, изобличавших его участие в репрессиях. Одновременно сохранялись документы, изобличавшие других руководителей. Такой избирательный подход привел к искажению исторической справедливости в оценках событий 20 – 30 – х годов. Самые страшные преступления, своей цепочкой образовавшие геноцид русского народа, замалчивались.

В этом контексте и прозвучала знаменитая речь Никиты Сергеевича на XX съезде КПСС в феврале 1956 года. Хрущев объявил Сталина главным виновником репрессий и поражений Красной Армии в первые месяцы войны. О заслугах Сталина в деле укрепления обороноспособности, в проведении индустриализации, в достижении победы в войне не было сказано ни слова. Весь текст доклада был пропитан откровенной злобой и ненавистью к Сталину. Было сказано, в том числе, что Сталин «руководил военными действиями по глобусу». То, что это было вздорным оговором, подтвердили практически все маршалы и генералы, работавшие вместе со Сталиным в годы войны.

Надо сказать, что Сталин при жизни не воспринимал Хрущева всерьез, был очень невысокого мнения о его идейно – теоретических способностях, считал его лишь отличным организатором. На сталинских «посиделках» именно Хрущев исполнял роль шута. На них он пел матерные частушки и плясал - особенно хорошо у него получался украинский гопак.

Негодование Хрущева вызывали репрессии против «невинных жертв» сталинского режима. Да, невинные жертвы действительно были – крестьяне, священники, инженеры, командиры Красной Армии. Но Хрущев негодовал по поводу «необоснованных» репрессий только видных большевиков, «верных ленинцев». Так, Хрущев скорбел о судьбе видного большевика Павла Петровича Постышева, который в свое время прославился необыкновенной жестокостью, подписывая расстрельные списки. В 1937 году, будучи первым секретарем Куйбышевской области, Постышев инициировал арест почти всех секретарей райкомов и многих рядовых районных работников. На Пленуме ЦК в 1938 году Молотов, Каганович, Берия, сами далеко не ангелы, обвинили Постышева в неоправданной жестокости – его даже исключили из членов ЦК. Хрущев не мог не знать об этом, но ничего в докладе об этой истории не сказал.

Хотя доклад Хрущева был секретным, он мгновенно попал на Запад и стал мощным агитационным оружием в холодной войне Запада против Советского Союза. Более того, он расколол международное коммунистическое движение, которое с этого момента никогда уже не станет монолитным.

В своем докладе Хрущев пытался обелить себя, перекладывая всю ответственность за репрессии 30 – 40 – х годов на Сталина. Но это мало кого могло обмануть. Ближайшие соратники Хрущева прекрасно знали, что Хрущев принимал активное участие в репрессиях, работая на Украине и в Москве. Видный государственный деятель, председатель Госплана Н. К. Байбаков впоследствии писал:

Кляня и понося Сталина….кликушески разоблачая его культ, Хрущев …отводил обвинения прежде всего от самого себя…Именно он известен массовыми «московскими» процессами над «врагами народа», разоблачениями и расстрелами, в которых он был одной из самых ответственных инициативных фигур. Это он – главный зачинщик массового террора на Украине…громче всех и яростней всех разоблачал, арестовывал и казнил людей…на Украине, а потом в Москве…Нужно было отвлечь внимание людей от себя, от личной причастности к произволу…и Хрущев…поспешил встать в позу некоего верховного судьи всего «сталинского времени».

Что же руководило Хрущевым, что заставило его пойти на беспрецедентный шаг? Не запоздалое же раскаяние в своих грехах вдруг овладело «верным ленинцем»? Но ответ на самые каверзные исторические вопросы иногда очень просты. Так, по мнению многих историков, обстояло дело и с Хрущевым – он мстил Сталину, даже мертвому, за смерть сына.

Известно, что сын Хрущева – Леонид - был военным летчиком, воевал на финской войне, затем против гитлеровцев. Летом 1941 года был сбит, долго лечился, чередуя лечение с веселыми гулянками. Во время одной из них, будучи в нетрезвом состоянии, заключил пари с военным моряком, который предложил сбить Леониду бутылку с его головы выстрелом – и Леонид попал ему прямо в лоб. Леонида судили и приговорили к восьми годам лагерей, но дали возможность «искупить вину» на фронте.

С этого момента в судьбе Леонида Хрущева начинаются разночтения. Одна из версий гласит, что он погиб в воздушном бою, что подтвердил боевой товарищ Леонида, летчик Заморин. Но эта героическая версия ничем не подтвердилась – ни самолет, ни труп летчика так и не были найдены, хотя к поискам были подключены даже партизаны.

Но есть и другая версия: самолет Леонида был сбит и он попал в плен к немцам, где дал согласие на сотрудничество с ними. По заданию Сталина, специальная группа СМЕРШа якобы выкрала Леонида из плена и доставила в Москву. Хрущев – старший бросился на выручку сына – немедленно вылетел с фронта в Москву. Выслушав Хрущева, Сталин отказался помиловать его сына. Сцена была поистине трагической - Сталин ходил по кабинету, а Хрущев, рыдая, ползал за ним на коленях, умоляя пощадить сына. Сталину пришлось вызвать охрану, чтобы помочь Хрущеву прийти в себя. Леонида Хрущева расстреляли, а Никита Сергеевич затаил на Сталина смертельную обиду. Вот как рассказывал об этом бывший нарком иностранных дел В. Молотов:

  • Хрущев в душе был противником Сталина…Личное озлобление на Сталина за то, что сын попал в такое положение, что его расстреляли фактически. После такого озлобления он на все идет, только бы запачкать имя Сталина.

Эту версию поддерживали и другие, очень информированные люди – бывший министр обороны Язов, сын Лаврентия Берии Серго, личный телохранитель Сталина А. Рыбин, писатель – историк Владимир Карпов. Относительно недавно - в 1999 году - вскрылись новые обстоятельства этого запутанного дела. В архивах министра обороны Устинова нашлось письмо того самого летчика – Заморина. В письме летчик признается, что ранее «пошел на сделку с совестью, сфальсифицировав факты» и «умолчал о главном в своем рапорте».

Личные обиды и амбиции нового «вождя» были, видимо, главными причинами развенчания им культа Сталина.

Характерно, что Сталин предчувствовал то, как к нему будут относиться после его смерти. Ещё в 1943 году в одной из бесед он сказал Главному маршалу авиации А. Е. Голованову: «Я знаю, что когда меня не будет, не один ушат грязи будет вылит на мою голову. Но я уверен, что ветер истории все это развеет».

Он оказался прав – действительно, «ветер истории» уже развеял многие мифы, связанные с его именем – как положительные, так и отрицательные. И развеет ещё и другие, когда будут открыты все архивы, пока недоступные современным исследователям.

(Продолжение следует)