Холст, масло. Караваджо - Галерея Боргезе, Рим

Автопортрет в образе Вакха или Больного Вакха. Художник: Караваджо
Автопортрет в образе Вакха или Больного Вакха. Художник: Караваджо

Считается, что эта картина является автопортретом художника в образе Вакха, греческого бога опьянения, плодородия и театра, фигуры с необузданной творческой и разрушительной энергией. Здесь, одетый в аттический наряд и с гирляндой из плюща, он поворачивается лицом к зрителю, в правой руке он сжимает гроздь белого винограда, его голова странно повернута, как будто предполагая, что ему больно. Бледность его кожи в зеленоватом свете, подчеркнутая синими губами и темными тенями под глазами, наводит на мысль о распаде или болезни. На столе перед ним гроздь фиолетового винограда и два абрикоса, выполненные натуралистично и в то же время напоминающие фаллическую форму.

Это был первый из серии портретов, изображающих одинокого молодого человека в классической одежде и подчеркивающих гедонистическое наслаждение жизнью. Опираясь на классическую тему гуманизма эпохи Возрождения, работа отошла от этой традиции в натуралистической трактовке как фигуры, так и натюрморта. Здесь некоторые фрукты на столе имеют признаки гниения, а фигура, больная или, возможно, пьяная или с похмелья, представляет собой радикальный отход от идеализированной красоты и классического спокойствия эпохи Возрождения.

Историк искусства Роберто Лонги приписал эту работу Караваджо в 1913 году и в то же время идентифицировал фигуру как Бахуса, дав ей название. Ранее работа называлась
Сатир, поскольку гирлянды плюща традиционно обозначали распущенных полулюдей-полукозлов, обитавших в лесах греческих мифов, в то время как Вакх обычно изображался в венке из виноградной лозы, хотя иногда в него вплетали немного плюща. Лонги также объяснил болезненную бледность рисунка выпиской художника из больницы Консоляционе после тяжелого приступа малярии. Однако некоторые ученые отдают предпочтение объяснению Джулио Манчини, чье исследование Караваджо в "Размышлениях суллы питтуры" ("Мысли о живописи"), написанное между 1617 и 1621 годами, объясняет госпитализацию художника тяжелыми травмами, полученными в результате пинка лошади. По сути, работа передает некую тайну и двусмысленность, как бы намекая на другие значения за пределами изобразительного плана, в соответствии с развитием индивидуализма в сторону идиосинкразического и психологического в периоды маньеризма и барокко.

Джованни Бальоне, который написал
Жизнеописания художников, скульпторов, архитекторов и граверов, работавших в 1572-1642 годах (1642), сказал, что художник использовал выпуклое зеркало для написания работы и что изначально это был предмет интерьера кабинета. Работа не была заказана, и считается, что молодой художник, по сути, написал ее как своего рода рекламу своего мастерства в портретной живописи, классических сюжетах и натюрмортах, чтобы привлечь покровительство. Но в то же время это, возможно, объявило о его включении в тайные научные круги, связанные со студией д'Арпино, где он тогда работал.

Холст, масло - Галерея Боргезе, Рим