Этот фильм шёл в советском кинопрокате с 5 марта 1988 года. Советский дубляж киностудии "Ленфильм". Указывается что фильм снят в содружестве с советскими кинематографистами киностудии "Талиннфильм", но в чём оно могло быть - загадка. "Таллинфильм" был одной из самых слабых киностудий страны, которая мало чем могла похвастать. От СССР здесь только эпизодическое участие Сергея Десницкого (малоизвестного актёра) и Микка Микивера, запомнившегося советскому зрителю разве что ролью Парацельса в последнем удачном советском детективном фильме "Вход в лабиринт" (1989).
Посмотреть фильм можно у меня в Живом Журнале ЗДЕСЬ.
Снят по мотивам повести «Хобби доктора Травена» Роберта Стрэттона (псевдоним польского писателя Веслава Гурницкого). Съёмки проводились во Вьетнаме.
Этот я уже смотрел по телевизору в 1989 году, после просмотра первых двух фильмов про Индиану Джонса. Но всё равно тогда это было интересно, хотя и отстало по времени. Лучшие актёры в фильме - змеи. Травена ещё как-то играет дядька, а остальные ну очень слабо. На мой взгляд.
Итак, события начинаются в 1954 году, когда Франция пыталась сохранить свои колонии и устроила войну в Индокитае. Пролетая над джунглями Лаоса на вертолёте, капитан Бернар Травен (Роман Вильгельми) попадает с товарищем под обстрел. Вертолёт падает где-то в джунглях. Травен жив, но повредил кисть одной руки. Второй солдат умирает.
Травен добирается до затерянного в джунглях буддистского храма, где, угрожая монахам оружием, похищает священную реликвию — голову змеи, усеянную драгоценными камнями. Реликвия содержит в себе древний манускрипт с таинственными письменами.
Спустя тридцать лет оказывается, что Травен чудесным образом выбрался со вражеской территории вместе с реликвией. Более того, стал известным мошенников международного масштаба по части древних произведений искусств, что не помешало ему занимать ряд высоких должностей. Но он так и не разгадал загадку реликвии из лаосского монастыря.
В это время в Парижском университете появилась польская "звезда" международного значения Ян Тарнас (Кшиштоф Кольбергер), который "Знает язык, который никто больше не знает". Из этого заключения получается что он сам его выдумал-)
Легко облапошив профессора, Травен подстрекает его сначала к расшифровке манускрипта, а затем и к путешествию в джунгли, куда ведёт карта из реликвии. Каждое успешное действие профессора ознаменовывается появлением змей как тревожное предупреждение. Их жертвой становятся случайные люди, что привлекает внимание прессы в лице журналистки Кристин Жобер (Ева Салацкая) и загадочной Организации во главе с неким Бричером, которая уверена что манускрипт скрывает в себе тайну нахождения секретного уникального оружия, по сравнению с которым атомная бомба - детский лепет.
Также выясняется что на древнем манускрипте находится зашифрованная молекулярная структура сплава (церий + лантан + неодим), который можно было получить только в условиях космического вакуума. Опять же это только догадка, поскольку никто в таких условиях ничего подобного ещё не получал. Непонятным осталось только одно слово в манускрипте - "кхуман".
Чтобы быть в курсе событий, Бричер вербует журналистку Кристин и та напрашивается в экспедицию, поскольку профессор Тарнас буквально очарован ей.
В Лаосе, на дороге по пути к храму, группа встречает советского учёного Андрея Бутурлина (Сергей Десницкий), который предлагает им сделать остановку в их лагере. Там снова происходит нападение змей, но всех спасает уникальная разработка советских биохимиков - газ, парализующий змей, но не наносящий вреда более никому. Травен хочет купить такие, но Бутурлин отвечает что у них уже у самих осталось лишь несколько штук. Тогда Травен тайно крадёт эти дымовые шашки с парализующим змей газом.
А дальше начинает уже мини-"Индиана Джонс", когда герои с помощью применения найденной реликвии как недостающего рычага, опускаются в пещеру древних развалин. Здесь им предстоит пройти три "кхумана" - трёх стражей. Сначала это будет много змей, против которых будут применены украденные дымовые шашки. Потом это смешные лазеры, которые почему-то не пробивают лёгкую каменную плиту. Третьим будет великий и ужасный кхуман в виде огромной змеи со странным выражением лица. Ну его просто порубают в фарш те же самые лазеры. Понастроили так что сами себя поубивали.
Потом будет найдена главное сокровище - змеевидная амфора. Рядом будет находится стеклянный гроб с каким-то чудищем-пришельцем с лампочкой во лбу. Как только её поднимет Травен с пьедестала, зал станет наполняться водой. Но удачно откроется тайный ход и все спасутся. Правда Травен, выбравшись по верёвочке наверх, бросит внизу профессора с журналисткой. А чего они ожидали в самом деле? Наверху застрелит местного представителя власти, который почему-то в одиночку решил что преступник ему легко сдастся. Умеющий исчезать монах поможет профессору с журналисткой вылезти на поверхность.
Там им уже поможет Бутурлин, который подвозит их до гостиницы, где они остановились. Желая расправиться с Травеном, они застают его убитым в его номере. Это сделал человек Бричера, который забрал амфору с собой. Но бросившись за ним в погоню, Ян и Кристин находят его убитым. Какой-то монах запустил ему в башню сюрикэн - металлическую звёздочку, которым ниндзя всякие кидались. Но монах оказался в быту нерасторопным и стал молиться не той сумке. В смысле он спутал сумки туристов. Амфора лежала в той, которую забрали с собой Ян и Катрин, совершенно не подозревая об этом.
Уже в самолёте Я случайно это обнаруживает. А на выходе из аэропорта, Катрин сдаёт его людям Бричера. Этот Бричер решает вскрыть в лаборатории амфору. Пригласив для консультации Яна, он от него ничего не добивается. Всё, что было известно ранее, озвучивается и сейчас. В амфоре таится невиданная сила, которая в добрых руках преисполнит мир добром, а в злых соответственно устроит такую жизнь, когда живые позавидуют мёртвым. Ну прямо как у нас последние лет двадцать-тридцать. Видимо открыли-таки её злые руки.
Тут и происходит самое впечатляющее представление, когда жидкость из амфоры попадает на лицо Бричера и начинается его жуткая мультипликационная мутация. Он становится таким как то чучело с лампочкой во лбу, что находился рядом с амфорой в гробнице. Разумеется, испытав лёгкий шок, его тут же ликвидируют. Заметьте - лазерным оружием.
Яна тогда изолируют и начинают колоть наркотиками, доведя его до состояния когда он мало что помнит. Журналистка принимает участие в этом. Видимо с журналистикой для неё покончено, поскольку она уже вовсю судачит и катается на автомобиле с первым лицом Организации (его и играет пару минут Микк Микивер).
На последних кадрах, обколотый профессор всё ещё преподаёт в Парижском университете и, выходя из здания, встречает группу кришнаитов с их песенками. Он бросает: "Ну уж нет! Больше никакой Азии!" и пускается вприпрыжку наутёк.
Вот такой вот фильм. Конечно он во многих аспектах слабый, но и в хвалённом Голливуде снимали и снимают такую массу куда худшего кино, что эту картину нельзя назвать такой уж плохой. То, что современные поляки (капиталистические холуи) в 2002 году отнесли этот фильм к одним из своих худших, я могу объяснить лишь одним: если бы это было совместное производство с США, то он был бы одним из лучших. А тут неувязочка получается в повестке заданной программы. Вы ещё скажите что мы были друзья. Ну уж нет. Историю последние тридцать лет переписывают так, что самые крутые фантасты в ужасе схватятся за головы.
Печальная судьба исполнителей главных ролей в фильме. Все они умерли достаточно рано. Ну теперь это уже считается не рано, а пора, но вообще-то рано.
Кшиштоф Кольбергер (профессор Ян Тарнас) умер от рака почек в возрасте 60 лет в 2011 году. Ева Салацкая (журналистка Кристин Жобер) умерла от анафилактического шока, вызванного укусом осы в возрасте 49 лет в 2006 году. А Роман Вильгельми (Бернар Травен) умер в 55 лет от рака печени в 1991 году.