Найти тему
diletant.media

Алодия: осколок христианского мира в Африке

Оглавление

Алодия стала последним христианским царством в Нубии. Исламизация этих земель растянулась на несколько столетий.

Хозяева Южной Нубии

Вплоть до начала 4-го века территория Нубии находилась под контролем царства Куш. Но потом государство начало угасать, что привело к отделению от него различных земель. Откололась и Нубия. Её поделили между собой три царства: Нобатия, Макурия и Алодия (Алва).

Алодия, сформировавшаяся ориентировочно в 6-м веке, занимала самый юг Нубии, то есть находилась за «спинами» Нобатии и Макурии. Что стало своеобразным препятствием для контакта с другими государствами. Например, с Восточной Римской империей. Однако в изоляции Алодия находилась недолго. Южнее этого царства находилось другое — Аксум. Аксумиты, принявшие христианство, как раз достигли своего расцвета в 6-м веке. И есть предположение, что они совершили несколько успешных военных походов в языческую Алодию. По одной из версий, солдаты Аксума сумели дойти до Собы — столицы северного соседа. Однако после разграбления аксумиты ушли. Они решились устранить своего давнего конкурента — Химьяр, и эфиопам стало не до нубийцев. Правители Алодии сумели этим воспользоваться.

По всему царству началось масштабное строительство. Постепенно на новый уровень вышла и торговля. Алодия превратилась в своеобразный перевалочный пункт для торговцев из стран Ближнего Востока, Индии и Китая. Поскольку северные соседи уже приняли христианство, о смене религии задумались и в Собе. Иоанн Эфесский в 569 году упомянул Алодию как государство, готовое принять новую веру. Крещение произошло ориентировочно в 580 году. И царство стало частью африканского христианского мира, который контролировался патриархатом в Александрии. Сразу после официальной смены религии в стране началось возведение церквей, а также преобразование языческих храмов в христианские.

Раскопки в Судане. (Wikimedia Commons)

Алодия, конечно, не стала христианской мгновенно. Новая религия распространялась по царству медленно, точно так же, как в Нобатии и Макурии. Первыми христианство приняли царь, его семья и окружение. Затем последовали представители элиты. Позже смена религии произошла в городах. И только на самом последнем этапе она добралась до деревень.

Однако мир в Нубии и соседнем Египте продолжался недолго. В самом начале 640-х годов арабы-мусульмане сумели нанести Восточной Римской империи несколько ощутимых поражений. И это привело к тому, что Константинополь утратил контроль над Египтом. Там началась масштабная исламизация. На волне успеха арабы предприняли военную кампанию в Нубию. Однако Макурия, поглотившая к тому времени ослабшую Нобатию, сумела отразить атаку. В 652 году арабы пришли вновь. Но и эта попытка завоевать Нубию не увенчалась успехом. Известно, что после этого противники заключили мирный договор — Бакт, который подразумевал ежегодный обмен различными товарами, а также регулировал отношения двух народов. На Алодию правила Бакта не распространялись.

Угасание христианского очага

Отступать от намеченной цели арабы не собирались, несмотря на мирный договор. Только экспансию они начали вести по-другому. Мусульмане стали постепенно селиться в Макурии и Алодии. Сначала они появились в крупных городах, заняв целые кварталы. А спустя время начали возводить собственные города на побережье Красного моря. Соответственно, последователей ислама от года к году становилось всё больше. Дошло до того, что арабский язык сумел проникнуть даже в церковь, чем вызвал обеспокоенность священнослужителей. Сначала в Макурии, а затем и в Алодии представители церкви начали проводить различные реформы, пытаясь защитить христианство. Но процесс медленной исламизации Нубии уже начался.

Несмотря на нестабильную обстановку в регионе, на период 9−12 вв. пришёлся расцвет Алодии. Макурия в то время тоже оставалась влиятельным царством, но её терзали арабы, приходившие из Египта. До Алодии они не добирались, чем и обусловлено усиление царства. Арабский историк аль-Якуби, побывавший в самом южном нубийском государстве, отмечал, что страна занимает большую территорию, а для её пересечения нужно три месяца.

Начиная с 12-го века Алодия медленно, но верно угасала. И до сих пор неизвестно, что послужило тому причиной. Есть версия, что царство подверглось нападению каких-то племён, пришедших их южных земель. Существует теория, что гибель Алодии — это комплекс различных факторов: и поражение в войне, и изменение торговых путей, и чума. Но несмотря на проблемы, царство всё ещё существовало. А разрушенные в 12-м веке церкви со временем были восстановлены.

-2

Флаг Алодии. (Wikimedia Commons)

Наиболее трудные испытания выпали на долю Алодии сразу после крушения Макурии. Поскольку арабам открылись все дороги для дальнейшего продвижения в Нубию. И у Алодии не было сил, чтобы остановить экспансию. Этим и воспользовался Абдалла Джамма, мусульманский лидер. Он объединил арабов, проживавших вдоль слияния двух Нилов, и повёл их на Алодию. К ним, конечно, примкнули и исламские жители царства. Они перестали подчиняться христианскому царю и отказались от уплаты налогов.

Сколько по времени продолжалась война — доподлинно неизвестно. Но известен её итог. Алодия перестала существовать как независимое государство. Её столица, как и другие крупные города, были разрушены арабами. Христианская вера пришла в упадок, место церквей заняли мечети. При этом нубийцы отчаянно сопротивлялись исламизации. Известно, что ещё в 16-м веке значительная часть населения сохраняла свою веру, однако многие знания к тому времени были уже утрачены. А географическая изоляция от остального христианского мира только усугубляла ситуацию. И христианство медленно, но верно угасало. Спустя несколько столетий после падения Алодии оно сохранилось лишь в отдалённых уголках Нубии, претерпев значительные изменения.

Что же касается Собы, то бывшая столица окончательно была покинута населением примерно в 17-м столетии. Сначала мусульманское население разобрало постройки для возведения мечетей. А в 19-м веке руины Собы пригодились во время строительства Хартума.