Найти тему
АиФ – Северный Кавказ

Что за странные обычаи примирения кровников бытовали на Северном Кавказе?

   Что за странные обычаи примирения кровников бытовали на Северном Кавказе?
Что за странные обычаи примирения кровников бытовали на Северном Кавказе?

Как прекращали кровную месть адыги и вайнахи?

Кандидат исторических наук Сусанна Хачетлова в одной из своих научных публикаций приводит старинный обычай примирения кровников описан из «Сказания о братьях Ешаноковых»:

«Братья Кефишевы, оскорбив мать Ешаноковых, стали кровными врагами последних. Желая избавиться от угрожающей им опасности, они прибегли к народному кабардинскому средству; в отсутствие братьев они явились к ним в дом и бросились к старушке матери, стали по очереди прикасаться к её груди, говоря при этом: «Мы уже такие же твои сыновья, как и Уозырмес, и Темиркан; теперь они нам мстить не могут!» На что старушка ответила: «Будьте покойны, мои дети, поезжайте домой». В качестве спасительной меры убийца мог воспользоваться данным обычаем. Если ему удавалось добиться прощения, то кровная месть на этом могла прекратиться, и более того, он считался уже усыновленным матерью убитого и занимал место убитого сына».

Похожие правила существовали и у чеченцев. Офицер Российской армии Умалат Лаудаев в статье «Чеченское племя» в 1872 году писал: «Прикосновение к цепи домашнего очага спасало кровника даже в том случае, если последний оказался в доме своего кровного врага; и никто не имел права его обидеть, так как очаг считался священным и поэтому являлся надежным убежищем».

Как пишет современный этнограф Лейчий Гарсаев, потом в доме кровного врага можно было приложиться к груди матери убитого человека или прикоснуться к подолу её платья, прося у неё защиты, и получить прощение, становясь молочным братом погибшего.