Карьера Наталии Бессмертновой в Большом театре складывалась очень удачно. Новый этап в судьбе молодой танцовщицы начался в 1964 году, когда балетную труппу Большого возглавил Юрий Григорович. Бессмертнова сначала стала героиней его знаменитых балетов, а потом и женой. Этот жизненный и творческий союз продолжался более 40 лет, а первым совместным спектаклем балерины и хореографа стала "Легенда о любви".
Об истории этого балета "Вестник Кавказа" рассказывал в одной из предыдущих публикаций.
Наталия Бессмертнова: стремительный путь к успеху
Наталия Бессмертнова родилась 19 июля 1941 года в Москве в семье военного хирурга. Отца сразу призвали на фронт, а маленькая Наташа с мамой отправилась в эвакуацию, и в столицу они вернулись только после войны.
В Московском хореографическом училище Бессмертнова сначала занималась в классе Марии Кожуховой, а потом – у Людмилы Черкасовой и Софьи Головкиной.
Еще ученицей выходила на сцену Большого театра в маленьких партиях в "Дон Кихоте" и "Щелкунчике", а в выпускном классе дебютировала как солистка в "Шопениане". В 1961 году Бессмертнова с отличием окончила училище и сразу поступила в труппу Большого: поначалу исполняла небольшие партии, но и в них выделялась. "На каком-то спектакле "Жизели", взглянув на Бессмертнову, танцевавшую одну из девушек, подруг героини балета, я уже не могла оторвать от нее глаз — так искренне, непосредственно жила она в "толпе", так выразительно смотрела, пугалась, сочувствовала, когда шла сцена сумасшествия Жизели", — рассказывала Галина Уланова.
На молодую танцовщицу обратил внимание и главный балетмейстер Большого театра Леонид Лавровский: решил поручить ей ведущую партию и сам занимался с ней. Так в ноябре 1963 года Бессмертнова впервые станцевала Жизель в одноименном балете Адана, а в партии Альберта выступил Михаил Лавровский, ставший ее постоянным сценическим партнером. Бессмертнова и Лавровский были знакомы с десяти лет, когда поступили в хореографическое училище. "Уже тогда, и это отмечали педагоги, она отличалась яркой индивидуальностью", — вспоминает выдающийся танцовщик.
После дебюта в "Жизели" репертуар молодой артистки быстро расширялся: она с успехом выступала и в балетах классического наследия, и постановках современных хореографов. Бессмертнова репетировала сначала с Улановой, а потом перешла к Марине Семеновой. В июле 1965 года на II международном конкурсе артистов балета в Варне она получила I премию, а на гастроли в США и Великобританию стала выезжать еще раньше.
Юрий Григорович – балетмейстер-новатор
Юрий Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде. Его мать — Клавдия Розай — получила балетное образование. "Мама училась в хореографическом училище на улице Росси, кстати, в одном классе с великой балериной Мариной Семеновой. Но рано вышла замуж, появились мы с сестрой, и она оставила профессию. А ее брат — Георгий Розай — был известным артистом Императорской сцены, потом участником дягилевской антрепризы "Русские сезоны"", – рассказывает балетмейстер.
В 1937 году он поступил в Ленинградское хореографическое училище (теперь это Академия русского балета имени Вагановой), в следующем году начал выступать на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (нынешнего Мариинского театра) в детских сценах "Щелкунчика", а в мае 1940-го вместе с другими учениками хореографического училища танцевал в Большом театре. В 1946 году Григорович окончил училище и был принят в труппу Кировского театра. Эталонным классическим танцовщиком его не считали, зато молодому артисту хорошо удавались характерные и гротесковые роли.
Параллельно он начал работать как хореограф: свою первую постановку – трехактный спектакль "Аистенок" на музыку Клебанова – 20-летний Григорович осуществил в детской балетной студии Ленинградского дворца культуры имени Горького. Потом он поставил танцы в операх "Садко" Римского-Корсакова и "Риголетто" Верди, шедших в Кировском театре. На этой сцене в 1957 году Григорович поставил балет "Каменный цветок" на музыку Прокофьева и исполнил в нем партию Северьяна. Тогда же началось его многолетнее творческое сотрудничество с театральным художником Симоном Вирсаладзе. В 1961 году в Кировском состоялась премьера балета "Легенда о любви", который Григорович создал на музыку Арифа Меликова. Эти спектакли были признаны новаторскими, получили широкий резонанс, о них много спорили, но сторонников у балетмейстера оказалось больше, чем критиков. "Каменный цветок" вскоре был поставлен в Большом театре, а "Легенда о любви" – в Новосибирске и Баку.
Те тридцать лет: эпоха Григоровича в Большом театре
В 1964 году Григорович стал главным балетмейстером Большого театра. Его первой работой на этом посту была "Легенда о любви": премьера состоялась 15 апреля 1965 года, и партию Ширин в тот вечер исполнила Бессмертнова. Сначала она стала героиней балетов Григоровича, а с 1968 года и женой.
В Большом хореограф поставил балеты, принесшие ему мировую славу: "Спартак" на музыку Хачатуряна, "Иван Грозный" и "Ромео и Джульетта" Прокофьева, "Ангара" Эшпая, "Золотой век" Шостаковича. Создал Григорович и свои версии классических балетов: "Щелкунчик", "Спящая красавица" и "Лебединое озеро" Чайковского, "Раймонда" Глазунова, "Жизель" и "Корсар" Адана, "Баядерка" и "Дон Кихот" Минкуса. Всегда премьеру или один из премьерных спектаклей танцевала Бессмертнова. Ее называли музой прославленного балетмейстера, а сам он любил повторять, что ставит спектакли не для жены, а для выдающейся балерины Бессмертновой.
В последний раз на сцену Большого она вышла в 1994 году – и снова, как в самом начале творческой карьеры, в партии Жизели. Впрочем, с родным театром народная артистка СССР не рассталась – она стала педагогом-репетитором.
Уход из Большого и возвращение
В марте1995 года после серии скандалов Григорович покинул ГАБТ, тогда же ушла Бессмертнова. Знаменитый хореограф начал сотрудничать с различными российскими и зарубежными коллективами, а жена работала с ним как ассистент балетмейстера и педагог-репетитор.
В феврале 2001 года народный артист СССР вернулся в Большой, в марте 2008-го стал штатным хореографом театра. Вместе с ним в ГАБТ снова пришла Бессмертнова, она помогала мужу в восстановлении его спектаклей. В последние годы балерина тяжело болела, она скончалась 19 февраля 2008 года в Москве и была похоронена на Новодевичьем кладбище. "Для меня опорой в жизни и в работе всегда была Наталия Бессмертнова, балерина и жена. Ее уход из жизни я по-прежнему тяжело переживаю. Чтобы совсем не сломаться, продолжаю работать", – признавался в одном из интервью Григорович, которому 2 января исполнилось 97 лет.
Лола Мусаева