Всем привет!
Часть 1
А мы продолжаем разговор с норильчанином Николаем.
– Николай, вот как женщина, хочу вас спросить, а как выживают женщины в таких суровых условиях? Я не представляю.
– Знаешь какой страх у оленевода на втором месте после страха потери стада? Нет? Это страх остаться без хозяйки, страх не жениться. Почему? Да потому что женщин в тундре сейчас меньше, чем мужчин, а тех кто умеет вести чумовое хозяйство и того меньше. А во всем виновато образование. В сентябре на стойбища прилетают вертолеты и забирают детей в школу-интернат аж до мая. Вот учатся они всякой всячине как алгебра, а в тундре она не нужна! Им нужно уметь вести чум. Поддерживать очаг, готовить еду, ставить чум, шить одежду и прочие женские дела. Мое мнение, читать-писать научили, общие сведения о мире получили и в чум. Иначе потеряют они самобытность. Выродятся быстро северные народы.. Ведь есть такая закономерность. Мальчишки после школы становятся оленеводами, а девочки хотят получать образование и жить в поселке или в городе. Даже если возвращаются, то часть навыков не сформирована. А ведь на женщине держится полностью весь чум, и очаг тоже. Только женщина может подходить к очагу. Кстати, колоть дрова тоже женщина должна. Да и сам чум выступает как приданое. Самый главный праздник у северян - это день оленевода. Вот на нем и присматривают будущие женихи невест, родители смотрят суженных своим детям. Раньше долго выясняли не являются ли родственниками друг другу. Сейчас из-за малочисленности допускаются браки между очень дальними родственниками.
-Николай, нескромный вопрос. А как они рожают? Вы говорили, что были свидетелем.
-Сейчас все просто. Как становится ясно, что жена беременна, то кочевья становятся ближе к населенным пунктам с врачебной помощью. На всякий случай. А в оседлых семьях, будущие мамы стоят на учете, наблюдаются у врачей.
У ненцев есть поверье. Если тяжелые роды, то были измены со стороны жены или мужа. В условиях кочевки женщины сами справляются. Девушка, как замуж выходит, так по лету начинает делать запасы мха. Его сушат и в мешки складывают. Знаешь зачем? Под ребенка подкладывают, он выполняет роль подгузника и детской присыпки. Все в себя впитывает. Хотя стали пользоваться памперсами. Но старики ругаются, тундру засоряют памперсы. Роды происходят в специально поставленном чуме. Чум только для родов. В него поставили нарты, где и происходило действо и была приглашена повитуха. Говорят, что ненки стоически переносят боль. Подтверждаю, не кричала. В родильном чуме она провела 3 дня. Потом нарты вынесли из чума и сожгли. А роженицу заставили перейти через несколько костров. Обряд очищения. Жена мне сказала, что ненки рожают в коленно-локтевой позе и с распущенными волосами. Родилась девочка. Сказали, что "родители будут ее просить записать Любой в бумагах", а на самом деле у нее будет другое имя.
День рождение по ненецкому обычаю празднуют один раз в жизни, когда рождается ребёнок. Гости приносят подарки. У меня ничего не было такого, чтоб можно было подарить новорожденному. Я отдал запасной спальный мешок. Ненцы долго его рассматривали и всем видом показывали удовольствие от подарка.
- А пеленки используют?
- Не видел. Видел, что все в тех же оленьих шкурах. Это и одеяло шьют, и типа комбинезона мешок с руками и ногами. Снизу наподобие клапана и туда закладывают мох. Кстати, кочующие северянки кормят грудью до 3-4 лет. Иногда и двоих детей сразу. Рожают сейчас меньше. 3-5 детей. Раньше в среднем 8 детей было.
-Ты меня все про ненцев спрашиваешь. А знаешь,что на Таймыре живут 5 народностей? нганасаны, энцы, ненцы, эвенки и долганы. Энцев всего 200 человек. А нгасан порядка 600. Исчезнут скоро.
-Русский все знают? Или на своих языках говорят?
-Русский язык знают почти все, кто учился. Сейчас в школах-садиках с детьми севера пытаются проводить занятия на их языке. Не знаю как, но слышал. А вообще раньше мало кто говорил на русском, сейчас мало кто на национальных. Чум, где я жил неделю, был ненецким и говорили по-ненецки все. Но русский знали. Меня понимали и со мной объяснялись на русском языке. Второй год на местном телевидении ведут новости на на языках нгасанском, ненецком и долганском.
И еще. Те северяне, кто ведут традиционный образ жизни, получают компенсацию порядка 12000 рублей и много еще чего. В интернете я нашла картинку помощи народам Таймыра.
Надо же! За отстрел волков им платят.
Вот так мы поговорили с Николаем про коренные народы севера. Всего описать невозможно. Рассказ очень интересный. Необычная жизнь для нашего понимания.
Кстати, в первой части был вопрос, как ситуация с дикими животными. Не нападают ли? Нападают на стада оленей. Каждый год в каждом стаде погибают сколько-то оленей от зубов хищников. На людей нападают редко, но встреча не исключена на 100%.
Кстати. Сегодня закончилась полярная ночь в Норильске. Мои норильчане радуются.
Если самочувствие будет позволять, то завтра расскажу,, что сказал Николай про город Норильск. Пока я очень нравлюсь вирусу. Покидать не хочет меня.
С уважением к вам, ваша Я.