Если уроженца Спарты переместить в настоящее время и спросить его суждение о современной риторике и суетности слов, в целом, несомненно, он скажет, что наше общество тяжело больное.
Дело даже не в том, что информации и «утюгов», из которой она льется, стало невообразимо много, а ее качество почти никак не контролируется. Сама информация, наподобие пищи, в которую попала грязь и гниль, портится уже в своей основе.
Ученые излагают, иногда вполне общеизвестную информацию, тяжелым и запутанным языком, как будто соревнуясь друг с другом в стремлении смутить разум. Политики – вовсе разучились говорить нормально и понятно. А уж искусство игры на человеческих эмоциях и умение выставлять черное белым и наоборот, лишь бы достичь требуемого результата в суде или продажах – так и вовсе в невиданном ранее почете. И умеющие вывернуть pro в contra и, тут же, наоборот – всегда и повсеместно востребованы.
Стоит ли удивляться, после этого, тому, что и сами слова, не только скомкиваются в суетные конструкты, но и начинают утрачивать исходный смысл. Ни в одном государстве нет министерства войны, зато присутствует оборона. Силовые структуры – относится вовсе не к спортсменам. Стабильность звучит наиболее громогласно в разгул хаоса, а оптимизация посвящена не улучшению, а выгоде немногих за счет большинства. А уж «звезда» и «великий» употребляются столь чрезмерно, что уже и не вызывают никаких эмоций. Великий? Ну, посмотрим через месяц, год.
Зайдя в магазин, можно поперхнуться от смеха: половина продуктов "царские", "княжеские" да "элитные". Ну, народ берет, значит суета нормально работает на кошелёк продавца.
Даже ненормативная лексика пала жертвой суеты, став для некоторых органичной частью разговорного языка, а для прочих – просто неприятным шумом, не более. Еще смешнее, чтобы выразиться крепко, вместо утратившего крепость словца, приходится использовать исковерканные эвфемизмы. Иначе – до адресата не доходит.
Суетность слов вполне поразила и меня. В разговоре есть заметное увлечение необязательными «завитушками» и подробностями. Очень и не всегда оправдано, отвлекаюсь от темы. Хотя, например, дочь, ничуть не недовольна моими устными или письменными стилями изложения мыслей. Очень сильно удивляет сын, который даже в бытовой речи откровенно злоупотребляет «завитушками» так, что слушающие его не понимают, откуда столь цветистый стиль. Посмотрим, к чему это приведет, главное, чтоб не сильно раздражал собеседников.