Депутаты Госдумы часто предлагают ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения. Чаще всего за это предложение выступают депутаты КПРФ. Но также предлагают ввести прогрессивную шкалу и депутаты «Справедливой России — За правду», и депутаты ЛДПР.
Прогрессивная шкала налогообложения
Николай Платошкин сказал, что в современных условиях идея ввести прогрессивную шкалу актуальна еще и по той причине, что в правительстве постоянно говорят о том, как можно погасить дефицит бюджета.
Получается, что нужны дополнительные средства. Но в правительстве никто не задумывается над тем, чтоб ввести прогрессивную шкалу налогообложения. Чаще всего утверждают, что якобы лучшее решение — это приватизировать госкомпании, а за счет этих средств как раз покрыть дефицит бюджета.
Это неразумно почему? По той причине, что эти деньги быстро закончатся, а в дальнейшем у государства будет просто меньше средств, то есть в долгосрочной перспективе ситуация ухудшится.
Реакция правительства
Николай Платошкин сообщил, что когда депутаты Госдумы предлагают ввести прогрессивную шкалу, правительство оценивает эту идею. Что же члены правительства говорят об этом?
В правительстве подавляющее большинство министров выступают против прогрессивной шкалы налогообложения. Почему? Причина в том, что там уверены: если ввести прогрессивную шкалу налогообложения, то собираемость налогов снизится, так как бизнес будет заинтересован в том, чтоб не платить налоги вообще.
Таким образом, в правительстве настаивают на том, чтоб для бизнеса были невысокие налоги. Важно подчеркнуть, что особенно активно об этом говорят представители финансово-экономического блока правительства (Силуанов, Решетников), а также против прогрессивной шкалы выступает и Михаил Мишустин, глава правительства.
Для них прогрессивная шкала — это не мировой опыт, который доказал свою эффективность, а это «угроза для бизнеса», а еще это плохая идея, так как денег у государства якобы будет еще меньше.
Мнение Николая Платошкина
Николай Платошкин уверен, что все аргументы о том, что якобы денег будет меньше в случае введения прогрессивной шкалы налогообложения, конечно, лишены смысла. Здесь нужно учитывать мировой опыт.
Почему почти во всех странах есть прогрессивная шкала налогообложения, а богатые платят? Потому что у них нет возможности не платить. Любое сильное государство может это обеспечить на практике.
В России это еще проще, так как обогащаются сверхбогатые чаще всего за счет советского наследия, за счет тех же природных ресурсов. Вывезти все это они не смогут, сколько зарабатывают они, конечно, в правительстве легко узнают, и поэтому проблем с налогами уж точно не будет. А если не будут платить, то можно штрафовать, можно национализировать предприятия тех деятелей, которые попытаются скрывать налоги, например.
То есть здесь решение найти не так сложно, как говорит тот же Антон Силуанов или Михаил Мишустин. А поэтому здесь дело исключительно в том, что эти люди просто не хотят «мешать бизнесу».
Они думают, что бизнес будет эффективнее работать в случае, когда для него созданы «идеальные условия», то есть возможность извлекать максимальную прибыль и как можно меньше ответственности. Не просто ведь так постоянно говорят о том, что «нельзя кошмарить бизнес», что экономические правонарушения — это не то, что за что нужно сажать людей.
Получается, что крупные бизнесмены для государства — это «особые люди», у которых должно быть больше прав, меньше ответственности. Правильно ли это? Понятно, что нет. И понятно, что в таких условиях люди не будут чего-то создавать, а будут просто использовать свои возможности, чтоб извлекать максимальную прибыль, что они и делают с 1990-х годов.