(по митр. Вениамину (Федченкову)
Почему именно обрезание крайней плоти?
В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.
Телесное обрезание - символ "нравственной операции"
Крайняя плоть – путь жизни человеческой. В то же время – средоточие страстности. Значит, кто хочет иметь завет с Богом, тот должен свергнуть с себя страсти или грехи: жить непорочно.
Кто хочет иметь связь с Богом, должен отказаться от всего, даже от самой жизни своей: любить Бога, быть Ему преданным до смерти, всецело; как бы заранее предать себя на смерть Бога ради или принести себя в жертву. Умереть для себя и жить для Бога.
Христос - не носитель призрачной плоти
Бог-Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений, и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.
Христос - не "своеволец", а "законопослушный"
Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое.
Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения (обрезание – первое священнодействие после рождения) сразу же начинает исполнять закон. Законодавец первый подчиняется закону.
Смысл "закона" для христианина
Если Господь исполнял закон, то и мы по примеру Его обязаны делать то же самое. То есть прежде, чем
а/ достигать высоких духовных созерцаний, мы обязаны сначала исполнять заповеди о делах;
б/ прежде чем молиться своими молитвами, нужно исполнять церковный чин;
в/ прежде чем дойти до свободы духа, нужно научиться дисциплине повиновения;
г/ прежде чем вступить в область благодати, нужно пройти еще закон;
д/ прежде чем достигнуть бесстрастия, нужно вести борьбу со страстьми и особенно с «собственной волею»;
е/ прежде чем дойти до совершенства любви, нужно научиться исполнять хоть повеления власти, Церкви (например, о постах);
ж/ прежде чем войти в дух, во внутреннее, нужно сделать по букве, внешнее.
Словом, прежде всего нужно пройти «школу» законничества, чтобы,
1/ во-первых, почувствовать, как она тяжела (операция «обрезания» своей воли),
2/ во-вторых, – понять, что мы своими грехами заслужили ее, эту рабскую школу,
3/ в-третьих, (и это, может быть, самое главное) – опытно познать, что сама по себе школа закона (буквы, обрядов даже и в христианстве) не достигает цели, не спасает, не утешает, не насыщает, не избавляет от зла. И что, следовательно, нужно искать какого-то иного пути спасения. А это и есть благодать. Там лишь оживает духовно человек, получая «Духа Животворящего».
Что означает «Завет»?
«Завет» означает внутреннюю, интимную, духовную, живую связь с Богом. «Завет» – это жизнь в Боге, жизнь для Бога, жизнь с Богом. Завет с Богом – это значит общение Бога с человеками, любовь Его к ним, жизнь в них.
С праздником ОБРЕЗАНИЯ ГОСПОДНЯ поздравляю вас, дорогие друзья!
Друзья, подписывайтесь на этот канал, чтобы не пропустить новые публикации!