Найти тему

Смысл жизни (продолжение)

Итак, что такое наша жизнь, зачем она нам дана? Пока мы думаем, что нашей жизнью управляем мы, и слепой случай, мы воспринимаем жизнь как что-то самоценное и самодостаточное. Но что если жизнь это не только детство и учёба в школе, юношеское веселье и работа, создание семьи и увлечения, и наконец, старение и подведение итогов?

Если всё это имея собственную ценность в земной жизни, параллельно является средством для достижения чего-то лежащего за горизонтом нашего восприятия? Если пока мы всё это делаем, в душе нашей растёт нечто, а в конце жизни либо расцветает и приносит плоды, либо изъеденное плодовой молью скукоживается и опадает?

Плоды добрые и дурные
Плоды добрые и дурные

И что если именно это и есть то самое главное в нашей жизни, а всё что в ней происходит (радующее или наоборот огорчающее), должно помогать нам принести этот плод? Но если это действительно так, то всё в нашей жизни и должно оцениваться именно с этой точки зрения!

Но что за плод мы должны принести и кому? Принести Тому кто призвал нас к этой жизни, а ожидаемый плод– любовь.

Тут Вы возможно уже не выдержите и скажите: «Ну это уже тысячи раз слышали "Бог это любовь". Нам это абстрактное понятие часто используемое как лозунг не сильно помогает. Хороших людей мы и так любим, а плохих разумеется, нет — они нашей любви недостойны». Но какую любовь мы должны принести как плод нашей жизни? Бог об этом говорит очень прямо:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь;

вторая заповедь, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.»

То есть всё чего от нас хочет Бог, фактически умещается в этих двух требованиях. И обратите внимание: Бог предлагает начинать с того, чтобы полюбить Его. Сердцем, Душой и Разумом. Полюбить крепко, как влюбляется парень в девушку, и девушка в парня. Такой любовью как укутывает муж жену, как жена согревает сердце мужа. Полюбить так, как мать любит дитя, и ребёнок любит мать. Любовью верной, бескорыстной, со стороны для кого-то странной и иррациональной. И, будучи движимым этой любовью, поставить Бога в центр своей жизни.

-2

«Зачем это нам, а тем более Богу», скажут некоторые. Бог разумеется не нуждается в нашей любви. Но Он любит нас и знает, что только любовь к Нему даёт нам удовольствие от бытия за гранью земной жизни.

Дело в том что один только Бог обладает абсолютным никем Ему не данным вечным бытием. Всё остальное в нашем мире и в мире который мы не видим, сотворено им. Это бытие дано, подарено ангелам, людям и всему живому на земле. При этом, Бог это любовь. А любовь не может не проявлять себя. Даже если человек втайне кого-то любит, чувство это согревает его сердце, то есть уже оказывает некое действие. Так вот, Бог создал нас, для того чтобы разделить с нами радостью бытия. Чтобы мы в этой жизни нашли любовь, дружбу, чтобы получили удовольствие от воплощения в жизнь задуманного, чтобы мы порадовались за себя и тех чьи успехи мы увидим. Чтобы доброе сердце наше побуждало помогать тем, кто рядом с нами, не формальной благотворительностью, а желанием подставить плечо. А ещё, чтобы мы не унывали, Бог создал много такого, что скрашивает нашу жизнь, утешая нас.

-3

Представьте себе мир из небольшого количества цветов, с ограниченной частотой звуков, если бы ни один изысканнейший шеф-повар не мог приготовить из имеющихся невкусных продуктов хотя бы безвкусное блюдо. Если бы не росли чай, виноград, кофейные и какао бобы, коровы давали бы 0.5% молоко, вместо пчёл были бы иные насекомые-опылители, не делающие мёд. Если бы металлы были бы хрупкими и не поддавались обработке, если бы не было материалов для создания оборудования для выработки электроэнергии. Можно долго продолжать перечисление того что мы имея, не слишком ценим, полагая это обладание естественным. И только теряя что-то, мы понимаем, каким благом оказывается было обладание этим потерянным.

Так вот, мы очень многое получили от Бога. И не только не поблагодарили Его, но и не всегда оказали любовь тем, кто нас окружает. Тут я предвижу у многих ядовитые и саркастические усмешки и мысли: “ну да, как же, «получил»… Я (родители/семья/народ/страна/человечество) потом и кровью всё это создал из того что создано эволюцией неживой и живой природы, а в результате имею (-ем) намного меньше того чего на самом деле достоин исходя из того сколько усилий и времени я на всё это потратил, а мне тут про какое-то изобилие даров Божьих втирают”. Следующей мыслью у некоторых будет: «ты бы умник лучше объяснил, какие такие дары получил мой сосед инвалид детства (мать ребёнка с синдромом Дауна/молодая вдова/бомж Виталий/неизлечимо больной ребёнок/психически ненормальный родственник/дочь пьющих родителей).»

Для ответа на первое возражение давайте вспомним Советский Союз (кто застал, или слышал) и приватизацию после его развала. Думали ли участники коммунистических строек о том, как плоды труда их рук окажутся в руках небольшого количества предпринимателей, некоторых из которых даже на пушечный выстрел нельзя было подпускать к этим предприятиям. А ведь строили их с железобетонной уверенностью в том что своим трудом они создают собственность, которая всегда будет коллективной, некоторые жертвовали здоровьем, личным благополучием, своим будущим, а иные даже жизнью. Но большинство этого было перераспределено за считанные годы. А сам Советский Союз который задумывался аж до наступления Коммунизма, не прожил и семидесяти лет?

А разве в нашей жизни мы не находим подобных случаев, когда то, что было «на мази», не реализовывалось вообще, когда то или иное дело застревало в середине пути и не было возможности его продвинуть дальше? Когда нас предавали те, в ком мы не имели ни тени сомнения, иногда и неожиданно помогали те, на кого мы и не рассчитывали. И тут не удастся всё списать на нравы и случайность, история (страновая или личная) неизменно свидетельствует, что именно тогда, когда мы думаем что всё в нашей власти и будет так как нам того захочется, мы становимся особенно уязвимыми. Это даже студентам понятно, которые накануне экзаменов просят себя ругать, а не восхвалять. Так что не торопитесь выносить за скобки благодарность Богу за свои заслуженные (а иногда и не очень) достижения.

По второму вопросу, Вы разумеется не одиноки и вопрос стар как вопрос о смысле жизни. Если мы считаем что кроме земной жизни другой и не будет, мы обречены бесконечно задавать себе эти «проклятые вопросы». Но если мы этот вопрос друг другу задаём, то монах Антоний, которого ещё при жизни прозвали Великий, Нечто подобное непосредственно Богу адресовал:

“Господи! Отчего некоторые достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетой?” Долго он так размышлял, и был ему глас: “Антоний! Внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божии, потому что это – душевредно.”.

Если для Вас этот ответ просто отговорка, читать дальше Вам будет неинтересно. Но если рассмотреть сказанное, мы приходим к выводам:

1) Есть некие неизвестные для нас «судьбы»

2) Их исследовать может причинить вред.

О судьбах поговорим в следующей публикации.