Родился я в 1985 году.
Зоология интересовала меня, сколько себя помню. Начало моей коллекции насекомых было положено ещё в 1993. И, к моменту передачи её в Зоологический институт РАН в 2017 году, она содержала в себе много всего интересного!
Однако к миру пернатых отношение в детстве было скорее отрицательное — ещё бы! Ведь птицы, эти потомки динозавров, самые главные враги насекомых и, в частности, моих любимых жуков.
Долгое время если я и обращал внимание на пернатых, то на самых крупных и эффектных: орлов, грифов, аистов, цапель, страусов наконец. Большая часть воробьиных представляла собой композитную кладу МСП («маленькая серая птичка») и мне было совершенно неинтересно разбираться в столь неочевидном вопросе.
На полке стояли три тома Брэма, переиздания 90-х годов. Первый том был истрёпан — он описывал млекопитающих. Третий был истрёпан ещё больше — он содержал информацию о холоднокровных позвоночных и беспозвоночных. Второй том, посвященный птицам, блестел целым корешком и с полки практически не снимался (кстати — книга ужасная, некоторый исторический интерес могут представлять разве только гравюры 19 века).
После школы я учился на специалиста-биолога. Пять лет, плюс магистратура, которую не закончил. Два года работал в лаборатории Паразитологии ЗИН РАН, после чего ушёл оттуда. И ещё 11 лет сотрудничал с ними, поставляя биологический материал (конкретно по группе Simuliidae).
Работал при этом веломехаником.
Изменилось моё отношение к птицам после первых визитов в Псковскую область. Огромные гнёзда аистов, птеродактилеподобные бакланы, многочисленные хищники — было на что посмотреть!
Потом, в 2011, друзья приобрели домик в деревне под Опочкой и стало возможно погрузиться в изучение дикой природы с фотоаппаратом. Было видно, что, с одной стороны, Псковская область очень богата различными птицами, с другой же — большая часть пернатых относится к человеку с большим подозрением. И не подпустит просто так не только на расстояние, типичное для парков Питера, но и на вполне обычное по Ленинградской области.
Тем интереснее наблюдать птенцов ушастой совы или сорокопута-жулана прямо из окна избы.
Моё излюбленное средство передвижения — велосипед, хоть и неспешное, но практически всепролазное. Поэтому во время своих велопоходов я постарался забраться во все укромные уголки окрестностей, а также поставил цель посетить все районы Псковской и Новгородской областей (что успешно выполнил к лету 2021 года). При этом в Ленинградской области ещё остался непройденным Выборгский район, да и Кингисеппский я зацепил лишь краешком.
К 2018 году сбылась давняя мечта — я приобрёл свой собственный дом в деревне в Себежском районе. Теперь у меня появился садовый участок с целым мирком удивительных тварей, далеко не все из которых стремятся угодить в мою фотоколлекцию. Так, садовая славка и славка-черноголовка всё время пребывают, словно истина, «где-то рядом», седой и зелёный дятел категорически против засилья папарацци, вОроны и канюки совершенно не выносят чего-то блестящего, направленного в их сторону, а малая мухоловка попросту слишком мелкая и шустрая, чтобы мой тугодум-фотоаппарат смог её запечатлеть... Тем интереснее.
В лесу полно птиц. Но вот желающих позировать среди них немного
Определение птиц осуществляю по двум замечательным книгам: «Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири» В.К. Рябицева содержат просто самые лучшие рисунки птиц, из когда-либо мной виденных (кстати, это рисунки самого Автора с большой буквы); за редким исключением ВСЕХ птиц нашего достаточно удалённого от Урала региона можно обнаружить в этой книге.
Что же до качественных фотографий, то они собраны в книге «Птицы Петербурга» В.М. Храброго.
Эти две книги — основа, также использую статьи из Красных книг 2002 и 2017 годов. И прочую литературу, конечно, тоже.
Недавно ещё появился атлас птиц Москвы Владимира Вишневского.
Накопив достаточно обширную информацию о птицах Северо-Запада, возникло желание ей поделиться с другими энтузиастами.
Что и реализую по мере возможности.
Что лучше, синица на крыльце, или журавль на соседнем лугу)))