Найти в Дзене
Заметки фотографа

Трамвайное депо 1907 года. Прогулки по Васильевскому острову

Возвращаюсь к своему любимому Питеру, прям соскучилась, да и фото еще не все разобраны с Васильевского острова. Совсем недалеко от места где мы жили, на Среднем проспекте ВО, 77 есть очень притягательный Ансамбль зданий трамвайного парка. Сначала обращаешь внимание на отдельно стоящий выставочный прям такой ретро трамвайчик, стоящий за железной оградой. Хочется подойти, и трамвайчик явно ждет посетителей, ищешь вход, но на КПП оказывается, что просто так не зайдешь, нужно записываться предварительно на экскурсию. Что поделаешь, остается разглядывать из-за забора, благо он решетчатый, прозрачный. И видны нам три больших кирпичных ангара, замечательных представителей промышленной архитектуры начала 20-го века. Обожаю этот стиль! Красный кирпич, не обычной теперешней скучной кладки, а с множеством деталей как для обыгрывания объема так и для декора. И всё это простой кирпич! Ну и стоящие там трамваи разных моделей, конечно, отлично вписываются и атмосферы добавляют. А еще обратила внима

Возвращаюсь к своему любимому Питеру, прям соскучилась, да и фото еще не все разобраны с Васильевского острова.

Совсем недалеко от места где мы жили, на Среднем проспекте ВО, 77 есть очень притягательный Ансамбль зданий трамвайного парка. Сначала обращаешь внимание на отдельно стоящий выставочный прям такой ретро трамвайчик, стоящий за железной оградой. Хочется подойти, и трамвайчик явно ждет посетителей, ищешь вход, но на КПП оказывается, что просто так не зайдешь, нужно записываться предварительно на экскурсию.

Санкт-Петербург, Средний проспект Васильевского острова, 77
Санкт-Петербург, Средний проспект Васильевского острова, 77

Что поделаешь, остается разглядывать из-за забора, благо он решетчатый, прозрачный. И видны нам три больших кирпичных ангара, замечательных представителей промышленной архитектуры начала 20-го века. Обожаю этот стиль! Красный кирпич, не обычной теперешней скучной кладки, а с множеством деталей как для обыгрывания объема так и для декора. И всё это простой кирпич!

Ну и стоящие там трамваи разных моделей, конечно, отлично вписываются и атмосферы добавляют. А еще обратила внимание, что в этом месте многочисленные провода туда-сюда натянутые не раздражают и не мешают фото, потому что чувствуется их естественность и необходимость в этом месте, они - «вены» трамвайчиков, именно через них к вагонам поступает жизненная сила - электричество.

Ансамбль зданий трамвайного парка, вид со стороны 18-й и 19-й линий, где КПП
Ансамбль зданий трамвайного парка, вид со стороны 18-й и 19-й линий, где КПП

Первый вагонный сарай (так называются эти строения) и сеть линий для петербургского электрического сухопутного трамвая были построены в 1907 году выигравшей международный конкурс американской компанией «Вестингауз». И сейчас это старейшее на территории нашей страны сооружение, построенное специально для хранения и обслуживания вагонов трамвая. Много всяких перипетий пережило трамвайное депо, то открывали его, то закрывали, то собирались снести. Сейчас все три строения признаны объектам культурного наследия регионального значения.

Со стороны КПП место смотрится веселее. Но, если зайти с другой стороны, то внешний вид зданий расстраивает - слишком обветшало выглядит и депо, и строения рядом, и еще один старый трамвайчик, совсем несчастный и одинокий на вид. И опять же провода, провода, провода, но что-то жизни в них не чувствуется уже.

В 1967 году в депо был открыт первый в стране музей истории трамвайного парка. Сейчас это «Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта». Работает он со среды по воскресенье, но попасть можно только с официальной экскурсией по предварительной записи. И по внешнему виду и по отзывам музей обещает быть очень интересным, еще и в ретро трамвае можно покататься. Очень жаль, что мы не попали, но в будущие планы его себе обязательно поставлю.

Старые фотографии трамвайного парка очень любопытно рассматривать - и здания, и строения вокруг, вернее их отсутствие на тот момент, и сами первые трамваи, и персонал в процессе работы, одежду и её отличия у простых работников и начальства разного уровня, инструменты и даже лужи на улице)

Почему-то именно трамвай у меня всегда был любимым видом транспорта.

Звякал он так приветливо, крепко держался за свою проволочку с током, всегда шёл по чётко определенному пути - не сомневаясь и не стараясь никого обогнать. Все машины на его остановках уважительно останавливались и пропускали трамвайных пассажиров, трамвай выглядел более высоким и стройным, мощным и непреклонным. А еще практически всегда за пультом сидели женщины-водители.

Может быть поэтому, когда бросала банковскую деятельность, и передо мной как перед выпускницей-школьницей были открыты все пути, первая мысль была - стану водителем трамвая🚋 Но как-то не поддержали меня окружающие с этой идеей, понакидали аргументов против.

Но на трамваи всё равно заглядываюсь, есть у меня в Москве любимая трамвайная остановка - старинная, конечно, и на выставке тематической как-то побывала, любопытная тоже⬇

📷Все фото в статье сделаны автором, если под фото не указано другое. Съемка - сентябрь 2023 года, фотограф ph_zakharenkova